Биоархеологи провели изотопный анализ останков 112 человек, похороненных в Сидоне около 2000–1600 годов до нашей эры, и выяснили, что большинство из них имело местное происхождение. Рацион древних жителей основывался на наземных источниках пищи и, по всей видимости, не включал морскую рыбу, кости которой часто встречаются в погребениях. Различий в диете из-за социального положения или половой принадлежности ученым установить не удалось. Результаты исследования опубликованы в American Journal of Biological Anthropology.
В IV тысячелетии до нашей эры на территории современного города Сайда в Ливане возник финикийский город-государство Сидон. Своего расцвета он достиг во II тысячелетии до нашей эры, когда стал крупным средиземноморским торговым центром и наряду с Тиром являлся самым могущественным центром Древней Финикии. Товары из Сидона высоко ценились в разных странах, особенно стеклянные изделия и богато украшенная одежда и ткани, окрашенные в пурпурный цвет. В конце II тысячелетия до нашей эры город был серьезно разрушен филистимлянами, после чего гегемония перешла к Тиру.
Статус крупного торгового центра подразумевал присутствие в городе многих торговцев из разных регионов и государств. Археологические раскопки показывают, что в Сидоне существовало несколько погребальных практик, по которым ученые разделяли местное и пришлое население. Так, погребения в каменных гробницах указывают на принадлежность останков к верхушке общества, которая, вероятно, имела скорее местное происхождение. В глинобитных или каменных гробницах также часто хоронили людей с бронзовым оружием, что интерпретируется как погребения местных воинов. Встречаются также кувшинные погребения, причем не только с останками младенцев, но и взрослых.
Крис Стантис (Chris Stantis) из Борнмутского университета совместно с учеными из Великобритании и Ливана провела исследование диеты и мобильности населения Сидона эпохи средней бронзы (около 2000–1600 годов до нашей эры). Для этого биоархеологи провели изотопный анализ останков 112 индивидов из 83 погребений.
Результаты исследования показали, что для прибрежного города с широкими торговыми сетями в Сидоне было похоронено крайне мало людей, имевших неместное происхождение. Ученые предполагают, что они либо не селились в Сидоне, либо были похоронены вне древнего города. Кроме того, существует вероятность, что мигранты могли происходить из регионов с неотличимыми значениями изотопов стронция и кислорода. В двух случаях биоархеологи установили, что погребенные люди жили в Сидоне только в детстве. Вероятно, большую часть жизни они были заняты торговыми поездками.
Останки пяти человек, чье происхождение определено как неместное, были погребены в каменных гробницах, за исключением лишь одного захоронения. Кроме того, некоторые из них были коллективными погребениями с богатым инвентарем — керамикой, медными и бронзовыми предметами, цилиндрическими печатями и стеклянными бусами. Ученые отметили, что захоронения, в которых находили бронзовое оружие, принадлежали местным жителям, относящимся к военной элите.
Исследование диеты древних жителей Сидона показало, что в эпоху средней бронзы рацион основывался на наземных источниках пищи. Примечательно, что ученые не обнаружили зависимости от морской рыбы, которая широко использовалась в погребальных подношениях, однако пресноводная рыба, например, нильский окунь (Lates niloticus), могла входить в диету местных жителей. Биоархеологи не обнаружили различий в рационе в зависимости от пола или типа погребения. По всей видимости, различия в питании между разными социальными группами могли быть неопределимыми с помощью изотопного анализа. Например, одни предпочитали пшеничный хлеб ячменному, или использовали при приготовлении пищи более качественную муку мелкого помола.
Отдельно исследователи остановились на употреблении в пищу рыбы. Они отметили, что изотопные значения для пресноводной рыбы могли совпадать с наземными продуктами питания. Так, обнаруженные кости нильского окуня, по всей видимости, указывают на экспорт этого товара в Левант из дельты Нила. Возможно, морская рыба предназначалась только для умерших или употреблялась во время погребального обряда и ритуальных праздников.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях финикийских городов. Так, археологи обнаружили большой римский храм в городе Тир, построенный между I веком до нашей эры и II веком нашей эры, а в Сидоне нашли могилу двух хананейских (финикийских) воинов, живших около 3900 лет назад.
Михаил Подрезов
Среди находок оказались подвески, бусины и кольца
Лечащий врач посоветовал 51-летнему норвежцу Эрленду Боре (Erlend Bore) чаще проводить время на открытом воздухе, поэтому он решил завести себе хобби и купил первый в своей жизни металлоискатель. Во время обследования территории на острове Реннесёй Боре обнаружил клад, состоящий из золотых украшений: девяти подвесок (брактеатов), трех колец и десяти золотых бусин, общая масса которых превышает сто грамм. Как сообщается на сайте археологического музея Ставангерского университета, возраст находок составляет около 1500 лет. По всей видимости, в древности бусины и подвески были элементами дорогого ожерелья.