Радиотелескоп ASKAP отыскал загадочный радиоисточник в плоскости Млечного Пути

Астрономы в рамках радиообзора неба телескопом ASKAP обнаружили переменный источник высокополяризованного излучения, природа которого до сих пор остается загадкой. Cвойства ASKAP J173608.2-321635 не вписываются в модели звезд, нейтронных звезд или рентгеновских двойных систем, однако подходят под модель пульсара или совершенно нового класса радиотранзиентов. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

Многие галактические источники радиоизлучения, такие как пульсары, звезды, двойные системы или магнитары, демонстрируют переменный характер излучения, например в виде гигантских радиоимпульсов или периодических радиовсплесков, которые часто связаны с экстремальными астрофизическими процессами. Чтобы регистрировать подобные события и обнаруживать ранее неизвестные объекты астрономы используют радиоинтерферометры с большим полем обзора, такие как ASKAP, а затем исследуют наиболее интересные найденные источники более детально.

Цзитенг Ван (Ziteng Wang) из Сиднейского университета вместе с другими астрономами открыл компактный переменный радиоисточник ASKAP J173608.2-321635, который наблюдался шесть раз в период с января 2020 года по сентябрь 2020 года в рамках обзора ASKAP VAST-P1 на частоте 888 мегагерц и расположен в пределах 4 градусов от центра Млечного Пути в его плоскости. В дальнейшем к его исследованиям были привлечены радиотелескопы Паркса, ATCA и MeerKAT, рентгеновские телескопы «Свифт» и «Чандра», наземные телескопы VISTA и «Джемини», кроме того, ученые использовали архивные данные наблюдений.

Новооткрытый источник выделялся рядом свойств, таких как высокая степень круговой поляризации излучения и крутой радиоспектр, высокая степень линейной поляризации излучения с сильной изменчивостью меры фарадеевского вращения, а также отсутствие наблюдаемого аналога источника в ближнем инфракрасном и рентгеновском диапазонах длин волн. Необычным было и поведение ASKAP J173608.2-321635 — вначале он наблюдался несколько недель, затем достиг максимальной яркости в радиодиапазоне, после чего исчез за один день, а затем вновь появился.

Анализ имеющихся у астрономов данных позволил исключить из возможных источников излучения звезды, обычные нейтронные звезды и рентгеновские двойные системы. Возможно ASKAP J173608.2-321635 является пульсаром или принадлежит к ранее неизвестному классу источников с крутым спектром, связанным с радиотранзиентами Галактического центра (GCRT, Galactic Center Radio Transient). Подтвердить или опровергнуть это должны более длительные наблюдения за источником, которые, возможно, приведут к открытию новых объектов.

Ранее мы рассказывали о том, как космических «орков» — загадочные структуры, видимые в радиодиапазоне — связали с эллиптическими галактиками.

Выбросы плазмы связали с переключением уровней активности переходных миллисекундных пульсаров