Космических «орков» связали с эллиптическими галактиками

Астрономы открыли нового космического «орка» — гигантскую кольцеобразную структуру, видимую в радиодиапазоне. В ее центре оказалась эллиптическая галактика, что позволило связать подобные объекты с процессами взаимодействия галактик с окружающей средой или активностью сверхмассивных черных дыр. Дальнейшие наблюдения за «орками» должны подтвердить или опровергнуть эти идеи. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Впервые «орки» (ORCs, Odd Radio Circles) были открыты в 2019 году в ходе проведения обзора неба EMU (Evolutionary Map of the Universe) при помощи радиоинтерферометра ASKAP (Australian Square Kilometre Array Pathfinder). Они выглядят как кольца или диски с яркими краями, диаметром около одной угловой минуты, и не наблюдаемы в видимом, инфракрасном или рентгеновском диапазонах. До недавнего времени было известно лишь несколько подобных объектов. Природа «орков» остается предметом споров ученых, их связывают с остатками сверхновых, планетарными туманностями, околозвездными или протопланетными дисками, звездообразующими галактиками или артефактами изображений ярких в радиодиапазоне источников.

Группа астрономов во главе с Бэрбелем Корибальски (Bärbel S. Koribalski) из центра ATNF (Australia Telescope National Facility) в Австралии сообщила об обнаружении нового «орка», получившего обозначение ORC J0102–2450. Открытие было сделано в ходе поиска «орков» и других протяженных радиоисточников на участке неба площадью 40 квадратных градусов при помощи системы ASKAP.

Ученые определили, что диаметр «орка» составляет около 70 угловых секунд или 978 тысяч световых лет, если он связан с эллиптической галактикой DES J010224.33–245039.5 (𝑧∼0,27), которая находится в центре «орка». Это уже третий по счету объект такого типа, в ​​геометрическом центре которого обнаруживается эллиптическая галактика, и, по мнению астрономов, маловероятно, что это случайное совпадение.

Исследователи выдвинули три версии происхождения «орка»: это может быть старый «радиопузырь» гигантской радиогалактики, ударная волна от слияния двойных сверхмассивных чёрных дыр или результат взаимодействия радиогалактики с межгалактической средой, в котором принимает участие галактика-компаньон. Открытия новых объектов такого рода при помощи радиообзоров неба должны подтвердить или опровергнуть эти идеи, кроме того, не исключается возможность исследовать «орков» в ходе глубоких рентгеновских наблюдений за небом.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы смогли разобраться в природе «желтых шаров» — необычных компактных объектов, найденных добровольцами на снимках телескопа «Спитцер».

«Джеймс Уэбб» отыскал в атмосфере гикеана следы дисульфида