«Желтые шары» оказались связаны с протозвездами средних и больших масс

Астрономы смогли разобраться в природе «желтых шаров» — необычных компактных объектов, найденных гражданскими учеными на снимках телескопа «Спитцер». Оказалось, что они представляют собой области вокруг формирующихся протозвезд средних и больших масс и в дальнейшем могут стать пузырями или иными яркими туманностями. Статья опубликована в The Astrophysical Journal.

«Желтые шары» (Yellowballs) — небольшие (диаметром около одного светового года) округлые объекты, которые были найдены в 2012 году на изображениях, полученных в среднем инфракрасном диапазоне волн космическим телескопом «Спитцер». Их обнаружили в рамках проекта гражданской науки The Milky Way Project, который работает на портале Zooniverse. Природа этих объектов до сих пор точно не установлена, хотя в 2015 году появилась теория о том, что они могут представлять собой молодые области фотодиссоциации, заполненные газом и связанные с областями звездообразования. Интерес к «желтым шарам» со стороны ученых привел к выпуску второго каталога данных проекта The Milky Way Project (MWP DR2), который содержит данные о 6176 найденных объектах такого типа, а также включает в себя каталог пузырей и ударных волн, созданных OB-звездами.

Группа астрономов во главе с Грейс Вольф-Чейз (Grace Wolf-Chase) из Планетологического института США опубликовала результаты анализа выборки из 516 «желтых шаров» из данных каталога MWP DR2. Ученых интересовали свойства этих объектов и их связь с областями звездообразования.

Исследователи пришли к выводу, что «желтые шары» действительно могут быть связаны с процессом образования звезд средних и больших масс и представляют собой компактную область фотодиссоциации, сформированную вокруг протозвезды. Около 20-30 процентов этих объектов связаны с с массивными звездами и могут в дальнейшем образовывать расширяющиеся области HII, которые порождают пузыреобразные структуры. Остальные представляют собой области формирования звезд средних масс, где протозвезда все еще активно аккрецирует на себя вещество, и могут быть предшественниками звезд Хербига (Ae/Be).

В дальнейшем ученые намерены составить полный каталог «желтых шаров», проанализировав всю доступную выборку из найденных объектов, что позволит лучше разобраться в свойствах и эволюции областей звездообразования.

Ранее мы рассказывали о том, как любители науки помогли ученым отыскать новых кандидатов в коричневые карлики и гигантские радиогалактики.

Астрономы увидели циклы облачной активности на Нептуне