Псевдоспутник Zephyr S европейского авиастроительного концерна Airbus установил рекорд высоты полета для своего класса беспилотников. Он поднялся на 23,2 тысячи метров.
Псевдоспутники — это беспилотные летательные аппараты, которые по своим характеристикам занимают промежуточное положение между обычными беспилотниками и спутниками. Как правило, такие аппараты летают на высоте около 20 километров. Например, британский псевдоспутник PHASA-35 способен выполнять полеты на высоте до 21 тысячи метров, а перспективный японский HAWK30 в прошлом году испытали полетом на высоте 19,2 тысячи метров.
У беспилотника Zephyr S размах крыла 28 метров, а вся его верхняя плоскость покрыта солнечными батареями. Он рассчитан на полет продолжительностью до трех месяцев, но пока его рекорд — почти 26 дней. Zephyr может летать на высоте более 21 тысячи метров и нести до пяти килограмм полезной нагрузки.
Airbus 11 октября сообщил о завершении кампании летных испытаний Zephyr S 2021 года в США, во время которой он установил рекорд высоты полета среди беспилотников своего класса. Псевдоспутник поднялся на 23,2 тысячи метров.
Во время испытаний Zephyr S совершил шесть полетов, четыре — на меньшей высоте, где вероятность возникновения зон турбулентности и порывов ветра выше, и два в стратосфере. Каждый из стратосферных полетов псевдоспутника продлился около 18 дней.
Цель демонстрации была — показать, что Zephyr S подходит для миссий, в том числе в ограниченном воздушном пространстве и воздушном пространстве с коммерческим воздушным транспортом. Кроме того, беспилотник испытали с разными видами полезной нагрузки. В том числе, с системой OPAZ для наблюдения за Землей, передающей данные в потоковом режиме. По итогам кампании разработчики убедились, что Zephyr S может маневрировать в стратосфере и удерживать соединение с точками на поверхности планеты.
В основном псевдоспутники мало весят и способны нести только совсем небольшие грузы, но есть исключения. Ранее мы писали про псевдоспутник Skydweller Aero, который сможет нести до 400 килограмм полезной нагрузки. Летать он будет на высоте до 14 тысяч метров.
Василиса Чернявцева
Это позволяет тратить в пять раз меньше энергии, чем при полете
Стартап Revolute Robotics из Аризоны разработал гибридного робота, который способен как летать, так и ездить по поверхности. Он представляет собой квадрокоптер, закрепленный на кардановом подвесе внутри металлической клетки сферической формы. Она защищает дрон от повреждений при столкновении с препятствиями, а также выступает в роли опоры при движении по земле, так как благодаря подвесу может свободно вращаться вокруг дрона во всех направлениях. По замыслу разработчиков, робот будет использовать для дистанционного обследования технического состояния оборудования и охраны объектов, сообщает издание New Atlas. Идея о размещении дронов целиком внутри защитного каркаса не нова. Несмотря на дополнительный вес, такой подход позволяет защитить дрон со всех направлений от повреждений при столкновении с препятствиями. Особенно это актуально при полетах в тесных помещениях с большим количеством объектов, например, с целью инспекции состояния оборудования технических сооружений. Такой дрон, к примеру, сделала швейцарская компания Flybotix. Разработанный ею бикоптер имеет защиту в виде почти сферической сетки, полностью покрывающей беспилотник. Схожую конструкцию для защиты дрона использовали и японские инженеры. Однако у предложенного ими варианта была особенность — сферическая защитная клетка, состоящая из двух независимых полусфер, имела возможность свободно вращаться вокруг двух осей, благодаря чему соприкосновение с препятствием меньше влияло на траекторию полета. Дрон, разрабатываемый стартапом Revolute Robotics, также помещен внутрь металлической защитной сетки сферической формы, которая способна вращаться вокруг беспилотника. Но благодаря карданному подвесу, которым квадрокоптер изнутри соединен со сферической оболочкой, это вращение может происходить не по двум осям, а в любом направлении. Эту способность инженеры решили использовать — робот может не только летать, но и ездить по поверхности, используя собственную защитную оболочку в роли всенаправленного колеса. https://www.youtube.com/watch?v=YUcwM7pCZkk Перемещение по поверхности происходит с помощью воздушных винтов дрона, который может наклоняться внутри свободно вращающейся вокруг него сферической оболочки в нужном направлении, регулируя скорость и направление движения. Упругая конструкция клетки и колец подвеса сглаживает толчки и удары, выполняя роль амортизатора. Регулируя уровень тяги пропеллеров, робот способен взбираться по крутым склонам, а при встрече с препятствием, которое нельзя переехать, может просто облететь его по воздуху. При этом на полет тратится в пять раз больше энергии, поэтому передвижение по поверхности оказывается предпочтительнее. В качестве полезной нагрузки робот может нести камеры, лидары и другие сенсоры. Поэтому его можно будет использовать, например, для составления трехмерных карт объектов и обследования технического состояния оборудования и инженерных сооружений, в том числе для инспекции труб. Другим возможным применением робота, по мнению разработчиков может стать охрана территории. Впрочем, защитный каркас — не всегда наилучшее решение, ведь дополнительный вес защиты будет уменьшать время работы дрона. Поэтому инженеры компании Cleo Robotics, которые разработали дрон Dronut X1 специально для работы в помещениях, применили другой подход. Два соосных несущих винта дрона X1 находятся полностью внутри похожего на пончик корпуса, и поэтому надежно защищены от встречи со стенами и другими препятствиями.