Команда ровера «Персеверанс» представила первые результаты анализа осадочных слоев в кратере Езеро, где сейчас работает марсоход. Они пришли к выводу, что около 3-4 миллиардов лет назад в кратере действительно было крупное закрытое озеро, в которое втекала река, формировавшая из слоев осадков обширную дельту. Статья опубликована в журнале Science.
Марс сегодня холоден и сух, однако данные наблюдений марсоходов и орбитальных аппаратов показывают, что в прошлом его климат был мягче, а на поверхности планеты существовала жидкая вода. Чтобы лучше понять, когда именно это было, и был ли обитаем в те времена Марс, NASA отправило на планету новый ровер «Персеверанс», который с февраля этого года работает в 45-километровом кратере Езеро, где, как считают ученые, около 3,6-3,8 миллиардов лет назад была речная дельта, впадавшая в озеро.
Группа планетологов во главе с Николасом Мангольдом (Nicolas Mangold) из Лаборатории планетологии и геодинамики Университета Нанта опубликовала первые результаты исследований стратиграфии и характеристик осадочных отложений в кратере Езеро, проведенных по снимкам, сделанным камерами ровера. Изучению подверглись четыре уступа дельты реки и изолированный холм Кадьяк (Kodiak).
Ранее предполагалось, что в кратере Езеро была система открытых озер, однако теперь исследователи пришли к выводу, что озеро Езеро было закрытым (без вытекающих из него на постоянной основе рек), а уровень воды в нем был меньше, чем считалось ранее. В озеро втекала река, которая постепенно формировала отложения в районе дельты. Кроме того, в истории озера были повторяющиеся эпизоды наводнений различной интенсивности, которые могли быть вызваны ливнями или событиями быстрого таяния снега или льда. Во время наводнений потоки, текшие со скоростью до 9 метров в секунду по руслу реки, могли перемещать очень крупные и тяжелые валуны с краев кратера на дно озера. Таким образом, дно кратера как бывшее дно озера представляет интерес с точки зрения поиска органических веществ или биосигнатур.
Ранее мы рассказывали о том, как марсианские подледные озера оказались залежами глины.
Александр Войтюк