Палеонтологи нашли в Великобритании зуб жившего миллион лет назад бегемота

Британские палеонтологи описали зуб бегемота из плейстоценовых отложений возрастом более миллиона лет. В статье, опубликованной в журнале Journal of Quaternary Science, ученые отмечают, что это самая древняя находка бегемотовых на территории Великобритании.

К семейству бегемотовых (Hippopotamidae) относится два современных вида: обыкновенный (Hippopotamus amphibius) и карликовый (Choeropsis liberiensis) бегемоты. В наше время естественный ареал семейства ограничен Африкой, однако находки ископаемых остатков в Азии и Европе, в том числе в Великобритании, говорят о том, что в прошлом ареал семейства был гораздо шире.

Таксономическая принадлежность плейстоценовых окаменелостей бегемотов, найденных в Европе, вызывает споры среди палеонтологов. Одна из самых распространенных точек зрения гласит что все европейские фоссилии бегемотов принадлежат двум видам: обыкновенному бегемоту и H. antiquus, которого еще называют европейским бегемотом. Последний появился в Европе в раннем плейстоцене. В среднем плейстоцене его сменил обыкновенный бегемот, который обитал в Европе до позднего плейстоцена.

Европейский бегемот был крупнее обыкновенного, а также больше времени проводил в воде — на это указывают его высоко посаженные глаза. Кроме того, анализ изотопов в окаменелостях европейского бегемота показал, что в его рационе преобладали водные растения, в то время как обыкновенные бегемоты питаются травянистыми растениями на суше.

До сих пор возраст древнейших ископаемых остатков бегемотов, найденных в Великобритании, не превышал 800 тысяч лет. Однако команда британских палеонтологов во главе с Нилом Адамсом (Neil F. Adams) из Университета Лестера описала более древнюю окаменелость бегемота — зуб (верхний моляр). Его обнаружили в 2016 году в отложениях разрушившейся древней пещеры Уэстбери (Westbury Cave) на юго-западе Великобритании. Возраст этих отложений датируется ранним плейстоценом (калабрийский ярус) — от 1,07 до 1,5 миллиона лет. На основании морфологии и размера ученые предположили, что зуб принадлежит европейскому бегемоту.

Проанализировав предыдущие находки окаменелостей бегемотов в плейстоцене Европы, палеонтологи пришли к выводу, что европейский бегемот, вероятнее всего, мигрировал на северо-запад Европы около 1,1 миллиона лет назад — во время межледниковья, соответствующего морской изотопной стадии 31 (MIS 31). Климат в те времена был теплее, чем в текущее голоценовое межледниковье, что позволяло теплолюбивым видам расширять границы ареалов.

В отложениях пещеры Уэстбери также найдены многочисленные ископаемые остатки других млекопитающих: полевок, бобра, рыси, гигантской короткомордой гиены (Pachycrocuta brevirostris), этрусского носорога (Stephanorhinus etruscus), древнего быка Leptobos и оленей. Окаменелости этих животных указывают на то, что ландшафт юго-запада Великобритании в MIS 31 состоял из лесов и саванноподобных лугов. Найденная окаменелость бегемота позволяет сделать вывод о наличии крупного водоема в этом ландшафте.

Недавно мы рассказывали о другой палеонтологической находке в Великобритании, гораздо более древней: на острове Уайт ученые обнаружили окаменелости двух новых видов хищных динозавров из семейства спинозаврид. Возраст найденных ископаемых остатков составляет от 129,4 до 125 миллионов лет.

Фельдшер скорой помощи нашла остатки парейазавра на берегу Вятки