Во время французской революции королева Франции и жена Людовика XVI Мария-Антуанетта вела секретную переписку со шведским графом Акселем фон Ферзеном. Письма обнародовали в конце XIX века, но некоторые строки были зачеркнуты. 150 лет историки гадали, что неизвестный цензор спрятал от посторонних глаз. С помощью рентгенофлуоресцентной спектроскопии и методов математической обработки французские исследователи расшифровали скрытую информацию в восьми из 15 писем и по чернилам определили, кто был цензором. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.
Во время французской революции с июня 1791-го по август 1792-го королевская семья Франции жила в заключении во дворце Тюильри. Тем не менее королеве Франции Марии-Антуанетте удавалось вести секретную переписку со шведским графом Акселем фон Ферзеном — ее близким другом и любовником.
Содержание этих писем в основном политическое, однако некоторые слова и целые строки зачеркнуты неизвестным цензором. Предполагалось, что это сделал один из членов семьи Ферзена перед публикацией переписки во второй половине XIX века для сохранения репутации семьи.
Чтобы выявить скрытые или разрушенные участки текста, ученые обычно используют методы, в основе которых лежит принцип взаимодействия света с веществом. Стертые палимпсесты или утраченные со временем участки выявляют комбинацией методов визуализации, а текст в хрупких свертках папирусов и пергаментов ученые читают с помощью рентгеновской томографии.
Анн Мишлен (Anne Michelin) с коллегами из университета Сорбонны попробовали прочитать зацензуренные строки писем Марии-Антуанетты, различными физико-химическими методами. В итоге увидеть скрытый текст и даже определить цензора авторам помог метод рентгенофлуоресцентной спектроскопии.
Чтобы прочитать оригинальный текст, исследователям нужно было найти отличия чернил автора письма от чернил, которые использовал цензор. Оба слоя (оригинальный текст и узор цензуры) очень темные и поглощают свет видимого диапазона, поэтому отделить авторское от зачеркнутого методами спектроскопии видимого света оказалось невозможно. Более того, цензор поверх оригинального текста выводил петли плотными рядами и добавлял буквы, что еще больше затрудняло чтение.
Часто изображения рукописей в инфракрасной области помогают выявить нижележащие слова, однако в случае писем Марии-Антуанетты чернила цензора и автора оказались прозрачны для коротковолнового инфракрасного излучения и очень схожи по поглощению.
Метод рентгенофлуоресцентного анализа, который позволяет определить, какие химические элементы присутствуют на исследуемом участке объекта, дал наилучшие результаты для решения поставленной задачи. По предварительным исследованиям элементного состава авторы определили, что и автор, и цензор использовали металл-галловые чернила. Железо-галловые чернила обычно готовили из железного купороса (сульфата железа), в котором встречались примеси других веществ. Иногда по наличию специфического химического элемента можно определить разницу между чернилами, приготовленными из разного сырья.
Рентгенофлуоресцентная спектроскопия основана на способности атомов под действием рентгеновского излучения излучать характеристический для определенного элемента набор квантов энергий. Современные приборы способны фокусировать возбуждающее рентгеновское излучение в области десятков микрон, что позволяет изучать распределение химических элементов по поверхности исследуемого объекта.
Во всех письмах Марии Антуанетты и Акселя фон Ферзена в чернилах обнаружили серу, калий, марганец, железо, медь и цинк в разных пропорциях. Авторы предположили, что можно выявить отличия чернил цензора от авторских по элементному составу. А по распределению элементов по поверхности бумаги с исправленными строками вычленить исправления методами обработки изображений и обнажить оригинальный текст.
Данные спектрометра представляли собой двумерное изображение, каждый пиксель которого содержал в себе спектр рентгеновской флуоресценции — то есть информацию о том, какие элементы есть в этой области и в каких соотношениях. Размер пикселей зависел от шага, который ученые выбрали равным размеру пятна от возбуждающего рентгеновского излучения (от 50 до 180 микрон). Таким образом ученые получили информацию двух типов: как распределен каждый элемент по исследуемой поверхности; и какие элементы есть в каждой точке и в каких они соотношениях.
Задача нетипичная, поэтому авторы испробовали несколько способов обработки данных. Более того, участки текста, подвергнутого цензуре, оказались настолько разными, что исследователям пришлось адаптировать методы обработки данных для каждой зашифрованной строки, а иногда даже для каждого слова.
В одном из писем чернила автора, в отличие от чернил цензора, содержали медь. Это различие в составе позволило по карте распределения меди прочитать зачеркнутые строки. В остальных письмах карты распределения отдельных элементов не указали на разницу в чернилах. Но оказалось, что чернила в других письмах отличаются по значениям отношения меди (Cu) или цинка (Zn) к железу (Fe). По этим данным авторы стерли участки, на которых соотношение Cu/Fe или Zn/Fe выше или равно значению, характерному для чернил цензора.
Авторы исследования проделали огромную работу. Только на сбор данных со строки текста длиной около десяти сантиметров и высотой около одного сантиметра уходило более четырех часов.
Из 15 писем, которые подвергли цензуре, удалось полностью прочесть восемь. Остальные семь не удалось расшифровать опробованными методами, так как чернила цензора и автора оказались слишком похожи по составу и свойствам.
Графологи утверждают, что многие письма Марии-Антуанетты скопировал Ферзен (важные письма в то время часто копировали). Авторы исследовали состав чернил писем Акселя фон Ферзена в письмах разного времени. Они обнаружили, что состав чернил после декабря 1791 изменился. Между августом и декабрем того же года состав чернил менялся три раза, а с первого декабря был неизменным. Возможно, эта стабильность состава связана с приездом его секретаря в ноябре-декабре 1791.
Состав чернил цензора иногда менялся от письма к письму, но всегда был идентичен одному из составов чернил, которые Аксель фон Ферзен использовал в период между августом и декабрем 1791 года. Авторы исследования не считают, что это просто совпадение. Более того, чернила цензора, в письме по составу либо схожи с чернилами, которыми были написаны предыдущие письма, либо идентичны чернилам этого же письма на не редактированных участках. Вероятно, сам Аксель фон Ферзен и является автором цензуры.
Это предположение подтверждает также и то, что в одном из писем над зачеркнутой строкой слова написаны рукой Ферзена. Состав чернил исправлений идентичен составу чернил, которыми написаны слова над зачеркнутой строкой. Он написал их, чтобы сохранить смысл предложения.
Если часть текста прятал действительно он, то с декабря 1791 по май 1792 чернила, которыми написан изначальный текст письма и цензуры идентичны по составу, и разделить их с помощью рентгеновской флуоресценции невозможно.
Обнаруженная исследователями новая информация исторической ценности особенно не имеет. Тексты можно интерпретировать по-разному, поэтому узнать правду о чувствах Марии-Антуанетты и Акселя фон Ферзена друг к другу не получилось. Сама информация скорее добавляет целостности переписке и указывает на переплетение личной жизни и политической.
Ферзен решил оставить письма, лишь спрятав некоторые строки, чтобы защитить честь королевы (или свою). Связано ли это с его чувствами или политической стратегией, неясно, но то, что он их сохранил, говорит о том, что они ему были важны. Возможно, цензура, которой подверглись письма, придала переписке таинственность и уникальность, из-за чего они сохранились до наших дней.
Важнее в этом исследовании то, что ученые продемонстрировали подход к решению подобных задач. Сбор данных о составе материала в каждой точке на поверхности объекта и их грамотная обработка поможет разгадать еще множество исторических загадок.
Методы аналитической химии играют большую роль в исследовании объектов культурного наследия. Недавно с помощью метода рентгеновской флуоресценции американские ученые обнаружили, что карта Винланда, выдаваемая за древнейшую карту Америки, является подделкой XX века. А в прошлом году ученые сообщили о том, почему картины Мунка выцветают.
Алина Кротова