Знаменитое полотно Эдварда Мунка «Крик» постепенно обесцвечивается — желтые и оранжевые краски на нем бледнеют, становясь бежевыми. Долгое время считалось, что главная причина выцветания —дневной свет, поэтому сотрудники Музея Мунка хранили картину в полной темноте, не допуская к ней посетителей. Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Science Advances, показало, что обесцвечивание картины в основном происходит под действием высокой влажности. А вот умеренные дозы солнечного света, по мнению авторов, для картины не опасны, поэтому постоянно держать ее в темноте не обязательно.
Существует четыре версии картины «Крик» (The Scream), выполненные в разных техниках — речь пойдет о варианте который был написан маслом в 1910 году, и в настоящее время хранится в Музее Мунка в Осло. Как и многие другие картины Мунка, эта картина подвержена выцветанию (обесцвечиванию ярких красящих пигментов). В 2004 году картина была украдена из музея и вернулась в руки специалистов только в 2006 году. Два года хранения в неоптимальных условиях, а также небольшие повреждения и последующая реставрация ускорили процессы деградации красок, и сейчас центральная фигура, а также некоторые участки неба и озера на картине заметно побледнели.
Больше всего выцветанию подвержены оранжевые и желтые участки картины, которые выполнены красками на основе сульфида кадмия CdS с примесью сульфида цинка ZnS. Процесс обесцвечивания начинается с окисления сульфида кадмия CdS до соответствующего сульфата CdSO4. Сульфат кадмия в дальнейшем захватывает воду из воздуха, образуя кристаллогидрат, а также может вступать в реакции обмена с углекислым газом и щавелевой кислотой, превращаясь в другие соли кадмия — карбонат CdСO3 и оксалат CdС2O4. Все эти соли бесцветны, поэтому ярко-оранжевый пигмент постепенно бледнеет, становясь бежевым или бледно-коричневым. Окисление сульфида кадмия проходит под действием кислорода и воды из воздуха, ранее также считалось, что для него необходим солнечный свет. Поэтому, чтобы защитить «Крик» от дальнейшего выцветания, сотрудники Музея Мунка хранили картину в полной темноте — в последние несколько лет ее практически не показывали посетителям.
Новое исследование химиков и реставраторов из восьми стран под руководством Летиции Мониоко (Letizia Monico) из Института химических наук и технологий Джулио Натта в Италии показало, что солнечный свет играет в выцветании картины Мунка не главную роль. Авторы тщательно изучили поверхность полотна с помощью нескольких неинвазивных (неразрушающих) методов — ИК-спектроскопии, спектроскопии в ближней инфракрасной области и люминесцентной спектроскопии. Кроме того несколько частиц пигмента из разных областей картины были исследованы с помощью микрорентгеновской дифракции с синхротронным источником излучения.
Выяснилось, что подверженный обесцвечиванию сульфид кадмия был приготовлен так называемым «мокрым» способом — осаждением из раствора соли кадмия с сульфидом натрия или бария. Такие пигменты изначально имеют низкую кристалличность и содержат в себе примеси других кадмиевых солей: хлоридов и гидроксихлоридов, а также сульфатов и карбонатов. Поэтому их стабильность, как правило, ниже, чем у пигментов, приготовленных «сухим» способом — обжигом металлического кадмия или его оксида с избытком очищенной серы.
Чтобы выяснить, какие внешние факторы в наибольшей степени влияют на стабильность сульфида кадмия на картине Мунка, авторы провели ряд экспериментов с похожими пигментами в лабораторных условиях. Для этого был нужен образец сульфида кадмия, максимально близкий по возрасту, составу и происхождению — тоже полученный «мокрым» способом и с примесями хлоридов и гидроксихлоридов кадмия. Такой пигмент отыскался в хранилищах Агентства культурного наследия Нидерландов (Cultural Heritage Agency of the Netherlands). Кроме того, авторы взяли немного краски, которая принадлежала самому Мунку (правда не во время работы над «Криком», а в более поздний период — между 1916 и 1944 годами) — ее предоставили сотрудники Музея Мунка. Полученные образцы пигментов разделили на небольшие порции и подвергли ускоренной деградации в жестких условиях — при высокой температуре, влажности и на свету. Оказалось, что быстрее всего деградация пигмента происходит во влажной атмосфере — при относительной влажности 95 процентов и температуре 40 градусов Цельсия сульфид кадмия заметно обесцвечивался даже в темноте всего за 90 дней. Вероятно, этот процесс дополнительно ускоряет примесь гидроксихлорида кадмия Cd(OH)Cl, которая осталась в образце после «мокрого» синтеза. Правда, механизм этого процесса пока не ясен, и авторы планируют уточнить его в дальнейших исследованиях. А вот дневной свет в сочетании с умеренной влажностью оказался значительно менее опасным — после облучения образца ультра-фиолетовым и видимым излучением при относительной влажности 45 процентов и температуре 40 градусов Цельсия цвет пигмента остался неизменным, люминесцентная спектроскопия не выявила никаких признаков окисления.
Таким образом, условия, в которых хранилась картина в Музее Мунка — полная темнота, температура 18 градусов Цельсия, относительная влажность около 50 процентов — не являются оптимальными для ее сохранности. Авторы работы рекомендуют более низкую относительную влажность — не выше 45 процентов. А вот держать картину в полной темноте, по их мнению, необязательно, ее можно выставлять в музее, достаточно лишь соблюдать световой режим, который рекомендован для чувствительных к выцветанию живописных полотен.
«Крик» Мунка — одна из самых известных в мире картин, отсылки к ней регулярно появляются в работах современных художников, а также в фильмах, мультфильмах и музыкальных клипах. Ученые тоже вдохновляются творчеством норвежского художника: в прошлом году американские инженеры разработали метод топологической оптимизации 3D-печатных изделий, позволяющий получать конструкцию, которая под воздействием магнитного поля меняет свой угол наклона и внешний вид. Для демонстрации метода авторы изготовили пластину, при повороте которой, изображенный на ней автопортрет Винсента Ван Гога превращается в «Крик».
Наталия Самойлова
В этом ученым помог органокатализ
Химики из Германии впервые научились энантиоселективно получать неустойчивый изопиперетинол из цитраля, а затем превращать его в полезные вещества – например, ментол. Для этого они использовали имидодифосфатный органический катализатор с подходящей кислотностью. Исследование опубликовано в Nature.