Компания Masten Space Systems представила результаты работы по проекту быстрого создания посадочных площадок на Луне при помощи выхлопа ракетного двигателя и частиц оксида алюминия. Специалисты разработали двухуровневую систему ввода частиц в сопло двигателя и экспериментально подтвердили жизнеспособность идеи на практике с помощью стендового двигателя, сообщается на сайте компании.
Проект FAST (in-Flight Alumina Spray Technique) был предложен компанией Masten Space Systems в прошлом году в рамках очередного конкурса NIAC (NASA Innovative Advanced Concepts) и получил финансирование на первый этап работ. Он направлен на облегчение посадки аппаратов на поверхность Луны и уменьшения поднятия вверх пыли и камней выхлопами двигателей путем создания недорогой площадки под аппаратом прямо во время посадки. Для этой цели в сопло двигателя вводятся частицы на основе алюминия, которые будут плавиться и направляться в реголит, образуя вместе с ним твердую поверхность.
В конце сентября этого года команда из Masten Space Systems при поддержке Honeybee Robotics, Техасского Университета A&M и Университета Центральной Флориды представила результаты работы на первом этапе финансирования, чтобы перейти на следующий. На основе моделирований и расчетов была разработана двухуровневая система ввода частиц оксида алюминия: вначале в сопло впрыскиваются частицы размером 0,5 миллиметра, которые сталкиваются с лунной поверхностью со скоростью примерно 1500 метров в секунду, создавая начальный базовый слой толщиной 1 миллиметр. Затем, когда аппарат приближается к поверхности, в сопло вводятся частицы размером 0,024 миллиметра, которые увеличивают толщину площадки. Если начать ввод частиц в сопло за 30 метров от поверхности Луны, то за 10 секунд можно создать площадку диаметром 6 метров, которая остынет за 2,5 секунды.
Проведенные эксперименты со стендовым ракетным двигателем показали, что подобную площадку небольших размеров действительно можно создать, вводя частицы оксида алюминия в сопло. Расчеты показывают, что на шестиметровую площадку уйдет около 186 килограммов рабочего вещества. Если проект получит повторное одобрение NASA, то исследования продолжатся.
Ранее мы рассказывали о том, как NASA одобрило продолжение работ по лунному радиотелескопу, также создаваемому в рамках программы NIAC.
Александр Войтюк
Четыре двигателя отключились раньше времени
Компания SpaceX провела 6 августа 2023 года на стартовой площадке Starbase в Техасе статические огневые испытания прототипа первой ступени Super Heavy B9. Тест продлился 2,74 секунды вместо пяти запланированных, а четыре двигателя из 33 были преждевременно отключены, по словам комментатора в трансляции на официальном Youtube-канале компании. Во время испытания была впервые задействована новая система распыления воды для защиты стартового стола. Во время статического огневого теста предыдущего прототипа Super Heavy B7, который впоследствии участвовал в первом испытательном полете, завершившимся взрывом на высоте 39 километров, удалось протестировать одновременную работу 31 двигателя из 33. Сейчас компания активно готовится ко второй попытке вывести Starship на орбиту. 27 июня были проведены успешные испытания всех шести двигателей корабля Starship S25, а 28 июля состоялась проверка системы распыления воды для защиты стартового стола и инфраструктуры площадки во время будущих запусков Starship.