В Армении раскопали ритуальное погребение коня в каменной гробнице

Археологи исследовали останки лошади, погребенной в каменной гробнице в западной Армении, и выяснили, что взрослого племенного коня возрастом 17–19 лет захоронили в ритуальных целях. Это произошло в IV–I веках до нашей эры во времена правления Оронтидов (Еврандидов). По данным ученых, находка представляет собой единственное известное на Кавказе ритуальное захоронение лошади. О результатах исследования сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.

На протяжении долгого времени ученые полагали, что коневодство отсутствовало на Древнем Востоке вплоть до появления индоевропейцев. Однако сегодня известны многочисленные свидетельства того, что в Месопотамии лошади использовались уже в IV–III тысячелетии до нашей эры. Во II–I тысячелетии до нашей эры одним из центров коневодства стали нагорья Армении и Ирана, откуда лошади поставлялись для разных древневосточных армий.

Самой ценной породой древности, выведенной около VI века до нашей эры, были нисейские кони, которых разводили в основном в Мидии. Многие античные авторы, в том числе Геродот и Страбон, упоминают их как высоких и стройных скакунов, использовавшихся, в частности, в армии персидского царя Ксеркса. Владеть такими лошадьми оставалось почетно даже в эллинистический период. Так, Александр Македонский, завоевавший Персию, требовал нисейских лошадей в качестве дани.

Амнон Нахмиас (Amnon Nachmias) из Университета Хайфы совместно с учеными из Армении и Израиля исследовал необычное ритуальное захоронение коня в монументальном сооружении, которое было обнаружено неподалеку от древних загонов в местности Агавнатун в западной Армении. В этом районе на площади около 100 гектаров располагается целый археологический комплекс, включающий ряд крупных могильников, каменные культовые сооружения, поселения, загоны для животных, а также камни с петроглифами.

Археологи обнаружили курган округлой формы высотой около одного метра и диаметром 14 метров. Стены захоронения оказались сложенными из крупных базальтовых камней. В построенной камере овальной формы размером 1,6×2,2 метра находились останки коня с согнутыми конечностями. В пасти животного между резцами и молярами нижней челюсти располагалось металлическое кольцо. Другого погребального инвентаря обнаружить не удалось.

Ученые провели прямое радиоуглеродное датирование по кости коня и выяснили, что возраст находки около 2130±20 лет. После проведенной калибровки оказалось, что находка с достоверностью 95 процентов относится к 349–96 годам до нашей эры. Более того, рядом с захоронением коня археологи нашли еще один небольшой курган, из которого извлекли фрагмент расписанной керамики, который предварительно также датирован IV веком до нашей эры, то есть периодом, когда Армянское нагорье находилось под властью Оронтидов (Ервандидов).

Обнаруженные кости оказались плохой сохранности и сильно фрагментированы. Останки принадлежали одной особи и включали отдельные зубы, эпифизы и части конечностей различной длины. Исследование поверхностей каждой косточки не выявило следов разделки, температурного воздействия, поедания. Отсутствие патологий на голенях показало, что коня не использовали как тягловое животное. Скорее всего, его не использовали и для верховой езды, на что указывает отсутствие износа зубов от вложенных удил.

На основе морфологических показателей ученые идентифицировали животное как домашнюю лошадь (Equus caballus), причем особь оказалась крупной и рослой породы, размеры которой превышали лошадь Пржевальского. Основываясь на анализе зубов, расчетный возраст коня составил 17–19 лет. Археологи пришли к выводу, что это единственное известное на Кавказе ритуальное захоронение отдельной лошади нисейской породы. Металлическое кольцо, вставленное в нижнюю челюсть, указывает на то, что конь был племенным.

Ранее на N + 1 рассказывали о других необычных погребениях. Так, польские археологи обнаружили в пещере захоронение девочки 10–12 лет, у которой во рту находились головы зябликов. А в пазырыкском могильнике нашли погребение в каменном ящике и четыре черепа животных.

В мавзолее императора Сяовэнь-ди нашли принесенную в жертву панду