Археологи впервые нашли в Нижнем Приангарье бронзовых птиц раннего железного века

Археологи впервые обнаружили в таежной зоне Приангарья орнитоморфные бронзовые фигурки, относящиеся к холмогорской стилистической группе западносибирского культового литья. По мнению исследователей, эти импортные предметы датируются второй четвертью I тысячелетия нашей эры, то есть финальным этапом раннего железного века. Статья, посвященная этим находкам, опубликована в журнале Вестник археологии, антропологии и этнографии.

На территории Урала и Западной Сибири, начиная с V–III веков до нашей эры, получила распространение бронзовая художественная пластика, которую археологи обозначают термином культовое литье. В первую очередь она связана с кулайской культурой середины I тысячелетия до нашей эры — середины I тысячелетия нашей эры, территория распространения которой в большей степени совпадала с современной Томской областью. Многообразные находки бронзовой пластики условно делятся на четыре типа: древовидные, зооморфные, орнитоморфные и антропоморфные изображения. Так, на археологическом памятнике Барсова гора в окрестностях Сургута ученые нашли целый ряд артефактов, изображающих птиц с одной или тремя головами в фас. Как правило, это дневные хищные птицы или совы.

В нижнем течении реки Ангары в Красноярском крае находится могильник Пинчуга—VI, исследования которого начались в 2018 году. На площади около 600 квадратных метров археологи обнаружили 12 погребений второй четверти I тысячелетия нашей эры, которые представляют собой кремированные останки людей в грунтовых ямах овальной формы. Среди погребального инвентаря выделяются находки железных ножей, наконечников стрел, круглых нашивок, рельефных металлических изображений, а также стеклянных и каменных бус.

Полина Сенотрусова (Polina Senotrusova) совместно с коллегами из Сибирского федерального университета провела исследование трех литых орнитоморфных изделий из бронзы, обнаруженных в могильнике Пинчуга—VI. Все артефакты схожи по стилю исполнения — реалистичные изображения в фас дневных хищных птиц, которые находятся в пикирующем полете. На их оборотной стороне сохранились следы органической основы, на которую они крепились.

Первая фигурка размером 6×3,9×0,3 сантиметра, изображающая хищную птицу (видимо, сокола), была обнаружена над скоплением кремированных человеческих останков. Птица с горельефной головой изображена со стороны груди, ее лапы прижаты к туловищу, а крылья опущены вниз. Прямоугольный хвост выделен двумя горизонтальными полосками и заполнен орнаментом. Вторая фигурка размером 6×4,3×0,4 сантиметра, изображающая, вероятно, орла, была найдена на уровне древней поверхности могильника вместе с подвесками из лосиных зубов, железными нашивками и ножами. На шее этой птицы с горельефной головой находится двойное ожерелье. Ее широкие крылья с прямыми окончаниями опущены вниз, хвост изображен веерный. От третьей фигурки сохранились лишь три небольших недавно отломленных фрагмента.

Археологи отметили, что найденные фигурки схожи с известными артефактами различных западносибирских культур, в том числе с кулайской, которая располагалась ближе всего к Приангарью. Хотя каждое изображение птиц оказалось достаточно индивидуальным, в целом эти предметы не выбиваются из канона культового литья позднекулайского времени. Схожие находки известны в Холмогорском комплексе, Томском могильнике, из Ишимского клада и Парабельского культового места. По мнению исследователей, орнитоморфные изделия из могильника Пинчуга—VI следует датировать второй четвертью I тысячелетия нашей эры.

Обнаруженные бронзовые изделия, по мнению ученых, относятся к предметам импорта, а стилистически близки к холмогорской группе. По всей видимости, они поступили в Приангарье на финальном этапе раннего железного века из западносибирского таежного региона. Фигурки служили маркером социального статуса их владельца и использовались, вероятно, в культовой практике. Археологи связывают эти предметы с местными группами ангарского населения, а не с мигрировавшими сюда кулайцами.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях и находках раннего железного века Сибири. Так, в пазырыкском могильнике обнаружили погребение в каменном ящике и четыре черепа животных, что свойственно коргантасскому типу погребального обряда. Кроме того, новосибирские археологи исследовали тагарский железный меч из частной коллекции, который нашли на пункте приема металлолома.

На востоке Испании открыли палеолитическое святилище с пещерным искусством