Надутый сверхновыми пузырь помог сформироваться молекулярным облакам

Астрономы отыскали в близкой к Солнцу области звездообразования гигантский расширяющийся пузырь, за образование которого ответственны множественные взрывы сверхновых. Предполагается, что именно расширение этого пузыря помогло сформироваться молекулярным облакам Персея и Тельца, в которых рождаются новые звезды. Статья опубликована в Astrophysical Journal Letters.

Превращение диффузного молекулярного газа в плотную и холодную среду является первым шагом на пути к образованию звезд, однако обычно в межзвездной среде существуют участки как холодного, так и теплого газа. Теории предсказывают, что теплый газ может уплотниться и охладиться за счет излучения в результате столкновений потоков вещества, например на границе расширяющихся суперпузырей, рожденных в результате взрывов сверхновых или ветров от массивных звезд. Таким образом возникает положительная обратная связь для процесса звездообразования, когда звезды предыдущего поколения могут помогать рождаться новому поколению звезд.

Группа астрономов во главе с Шмуэлем Биали (Shmuel Bialy) из Института теории и вычислений при Смитсоновской астрофизической обсерватории опубликовала результаты исследований трехмерной структуры близлежащей области звездообразования Тельца-Персея, которая включает в себя известные молекулярные облака в созвездиях Персея и Тельца. Ученые использовали данные наблюдений космических телескопов Gaia, Planck, ROSAT, CGRO и eROSITA и обзоров неба HI4PI и WHAM.

Исследователи выяснили, что молекулярные облака Персея и Тельца нельзя считать независимыми объектами, так как они являются частью более крупной структуры — протяженной оболочки, по форме близкой к сферической, диаметром около 509 световых лет. Центр этого гигантского пузыря находится на расстоянии около 711 световых лет, между облаками Персея и Тельца. Кроме того, ученые нашли крупную кольцевую структуру в месте расположения облаков Тельца, длина большой и малой полуосей которой составляет около 127 и 86 световых лет.

Астрономы пришли к выводу, что пузырь образовался в результате взрывов сверхновых и других событий на протяжении последних 6–22 миллионов лет. В результате создались условия для формирования регионов из плотного, охлажденного газа, что привело к образованию молекулярных облаков Тельца и Персея. Таким образом, ученые получили хорошее наблюдательное доказательство того, как обратная связь от звезд и сверхновых помогает образованию новых регионов звездообразования.

Ранее мы рассказывали о том, как загадочные инфракрасные объекты, названные «желтыми шарами», оказались связаны с протозвездами средних и больших масс.

«Джеймс Уэбб» померил скорость джетов у молодой протозвезды