В погребении унетицкой культуры нашли младенца с бронзовым браслетом

Немецкие археологи обнаружили могильную яму, выложенную камнями, в которой находились останки младенца. По мнению исследователей, погребение относится к унетицкой культуре (около 2000–1550 годов до нашей эры). Кроме того, в могиле находился проволочный бронзовый браслет, который указывает на высокий социальный статус младенца в доисторическом обществе. О находке сообщается в пресс-релизе Регионального управления охраны памятников и археологии Саксонии-Анхальт.

В эпоху ранней бронзы в Центральной Европе на смену культуре колоколовидных кубков приходит унетицкая археологическая культура, которая связана со значительным притоком населения из Северо-Восточной Европы. Она сформировалась около 2300 года до нашей эры и просуществовала до середины II тысячелетия до нашей эры. Подавляющее большинство поселений этой культуры состояло всего из нескольких домов, которые представители унетицкой культуры возводили из дерева. Жилища имели остроконечные крыши, которые строились из соломы.

Погребения достаточно однообразны. Как правило, это ингумация, причем умерших хоронили в скорченном положении на правом боку. В редких случаях встречаются кремированные останки. Могильники обычно включали по 5–20 погребений, причем иногда могильные ямы обкладывались камнями. Погребальный инвентарь в основном сводился к керамическим сосудам, однако также присутствовали каменные и костяные орудия или оружие, в редких случаях — изделия из меди или бронзы.

В преддверии строительства автомагистрали неподалеку от немецкого города Веттин-Лебейюн более 80 археологов проводят исследования на территории общей площадью около 56 гектаров. В одном из раскопов ученые обнаружили округлую яму диаметром чуть более 60 сантиметров, стены которой были выложены камнями. В центре этой ямы находились останки младенца.

Рядом с костями ребенка археологи нашли проволочный бронзовый браслет, который по размеру подходит взрослому человеку. По мнению исследователей, он относится к классическому или позднему этапу унетицкой культуры (около 2000–1550 годов до нашей эры). Кроме того, неподалеку от могилы обнаружили фрагменты второго, аналогичного по типу украшения. По всей видимости, оно было повреждено и перемещено в ходе сельскохозяйственных работ на этой территории.

Археологи отметили, что погребения таких маленьких детей эпохи бронзы встречаются достаточно редко, несмотря на предполагаемую высокую младенческую смертность в доисторических обществах. Обнаруженные бронзовые браслеты из-за размера и веса ребенок не мог носить при жизни.

Ученые допустили, что скорбящая мать могла просто подарить своему умершему ребенку ценные украшения в качестве погребального инвентаря. Однако в строго иерархически выстроенном обществе унетицкой культуры лишь немногие люди могли позволить себе хоронить умерших с бронзовыми предметами, которые отражали социальное положение. По всей видимости, браслеты указывают на принадлежность ребенка к верхушке общества.

В нескольких метрах от погребения младенца археологи также нашли остатки двух закопанных в землю керамических сосудов раннего бронзового века. Возможно, они также были повреждены и перемещены во время сельскохозяйственных работ. Исследователи предполагают, что это фрагменты погребальных сосудов, так как такая практика ранее уже была зафиксирована археологами у представителей унетицкой культуры.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях Центральной Европы эпохи бронзы. Так, палеогенетики благодаря анализу 271 генома жителей Богемии раскрыли происхождение древних популяций региона, а в Польше археологическое открытие сделали дети — они раскопали в песочнице погребение лужицкой культуры.

Британец нашел две древнеримские спаты