Падение астероида назвали причиной разрушения города в долине Иордана 3600 лет назад

Археологи в ходе исследования памятника Телль-эль-Хаммам обнаружили слой отложений глубиной около 1,5 метра эпохи средней бронзы (около 1800–1550 годов до нашей эры), в котором содержалось большое количество оплавленных глиняных изделий, обугленных деревянных балок, зерна и костей, а также древесного угля. Кроме того, все здания, в том числе большой дворец, оказались разрушены до фундамента. Ученые считают, что город был уничтожен в результате падения астероида. Результаты исследования представлены в журнале Scientific Reports.

На территории современной Иордании в долине реки Иордан находится археологический памятник Телль-эль-Хаммам. Раскопки на этом объекте, продолжающиеся до сих пор, начались еще в 1975–1976 году. Исследователи обнаружили, что древнейшее поселение на этой территории возникло еще в эпоху халколита (около 4300–3600 годов до нашей эры), однако расцвет города наступил несколько позже — в эпоху бронзы. В начале III тысячелетия до нашей эры вокруг города были возведены масштабные фортификационные сооружения — городская стена из камня и кирпича толщиной 5,2 метра и высотой до 15 метров, а также земляной вал. Некоторые исследователи предполагают, что Телль-эль-Хаммам — это библейский город Содом.

Город-государство, располагавшийся на территории Телль-эль-Хаммам в эпоху ранней и средней бронзы, не пострадал в отличие от соседней Северной Месопотамии во время «День астероидов» заброшен на несколько веков.

Тед Банч (Ted Bunch) из Университета Северной Аризоны совместно с учеными из США провел исследование археологического памятника Телль-эль-Хаммам. Исследователи сосредоточили свое внимание на слоях, относящихся ко II тысячелетию до нашей эры — эпохе средней бронзы (около 1800–1550 годов до нашей эры). В дополнение к обычным находкам, типичным для древних городов, разрушенных войнами и землетрясениями, археологи обнаружили весьма необычные материалы: керамические черепки с оплавленными в стекло внешними поверхностями; пузырящиеся фрагменты сырцового кирпича; частично оплавленная кровельная черепица.

Археологи обнаружили, что слой глубиной 1,5 метра резко отличался от слоев выше или ниже. Помимо обожженных глиняных изделий они нашли предметы повседневной жизни, обугленные куски деревянных балок, обугленное зерно и кости, а также известняковые камни, обожженные до состояния мела. Ученые отметили, что на каменных фундаментах, относящихся к средней бронзе, практически не осталось надстроек из сырцового кирпича. Все стены оказались снесены, в том числе у массивного дворцового комплекса, который, вероятно, достигал 11–15 метров в высоту.

Исследованный слой оказался наполнен древесным углем. Археологи отметили, что около 3600 лет назад город неожиданно был заброшен, причем аналогичная участь постигла более 100 соседних поселений. Они оставались необитаемыми в течение следующих 300–600 лет.

Археологи пришли к выводу, что единственный правдоподобный механизм формирования подобных отложений и разрушений — это падение астероида, который, в том числе, мог взорваться в воздухе. Ученые оценивают мощность взрыва в 22 мегатонны в тротиловом эквиваленте, что сопоставимо с масштабом Тунгусской катастрофы (подробнее узнать о том, был ли Тунгусский метеорит, можно в нашем материале «День астероидов»). По мнению авторов, обнаруженные находки плавились при температуре 1300–2500 градусов по Цельсию. Кроме того, исследованный слой имел аномально высокое содержание соли, которое согласуется со взрывом вблизи реки Иордан или Мертвым морем. Засоление территории резко ограничило возможность заниматься здесь сельским хозяйством на срок примерно в 600 лет.

Исследователи дополнили, что описание катастрофического события 3600-летней давности, возможно, дошло до нас в качестве библейского рассказа о разрушении Содома. Однако никаких иных источников кроме Библии, которые бы описывали разрушение города в результате взрыва или падения метеорита, нет.

Ранее на N + 1 рассказывали, как древние люди использовали обломки метеоритов в хозяйстве. Так, российские археологи обнаружили древнейшие в Евразии артефакты из метеоритного железа, в том числе, тесло-рубанок. Подробнее узнать о похожих находках можно в нашем блоге «Железо с неба».

В Великом Новгороде нашли шесть берестяных грамот и буллу князя Ярослава Ярославича