Метаанализ указал на сходство кишечной микробиоты больных шизофренией и депрессией

Британские медики выполнили метаанализ 59 исследований и обнаружили, что у людей с депрессией, биполярным расстройством и шизофренией сходный состав микробиома, который отличается от микробиома здоровых людей. У них повышено содержание бактерий рода Eggerthella, которые способствуют воспалению кишечника, и понижено число Faecalibacterium и Coprococcus, которые, напротив, уменьшают воспаление. Метаанализ опубликован в JAMA Psychiatry.

В последние годы ученые нашли связь между составом кишечной микробиоты и многими заболеваниями, в том числе психическими. Так микробиологи обнаружили у людей с депрессией пониженное количество бактерий Coprococcus и Faecalibacterium. Эти микроорганизмы синтезируют бутираты, которые уменьшают воспалительные процессы в кишечнике. Кроме этого, общие особенности микробиома нашли также у больных шизофренией: у них оказалось понижено количество Prevotellaceae и Bacteroidaceae, но при этом повышено число Enterobacteriaceae и Lachnospiraceae.

Ученые под руководством Аллана Янга (Allan H. Young) из Королевского колледжа Лондона решили обобщить опубликованные работы и выполнили метаанализ 59 исследований, которые в общей сложности включали 2643 пациента с психическими расстройствами и 2336 людей в контрольных группах. Пациенты страдали депрессией, биполярным расстройством, психозами, анорексией и тревожным расстройством. Во всех работах у участников исследовали состав кишечной микробиоты и сравнивали с группой контроля.

Первоначально ученые надеялись найти различия в составе микробиома между отдельными психическими заболеваниями, но результаты получились неожиданными. Оказалось, что микробиом людей с депрессией, биполярным расстройством и шизофренией сходен по составу. В нем повышено содержание бактерий рода Eggerthella, которые способствуют воспалению кишечника. Кроме этого, у пациентов, страдающих этими болезнями, было понижено содержание бактерий Faecalibacterium и Coprococcus, уменьшающих воспаление.

По мнению исследователей, метаанализ еще раз показывает связь воспалительных процессов с психиатрическими заболеваниями, а это значит, что при их лечении надо обращать внимание и на терапию нарушений в составе микробиоты.

Медики пробовали пересаживать кишечный микробиом для лечения расстройств аутистического спектра у детей. В двухлетнем исследовании помимо улучшения работы желудочно-кишечного тракта, ученые сообщили и об уменьшении тяжести симптомов заболевания.

«Эпидемии и общество: от Черной смерти до новейших вирусов»