В ходе раскопок, ведущихся на севере Египта, на месте древнего города Буто, египетские археологи обнаружили предметы, связанные с культом богини Хатхор — фаянсовые курильницы, фрагмент известняковой колонны с изображением богини, золотой символ уджат («око Хора») и другие артефакты. Находки, о которых Министерство по делам туризма и древностей Египта сообщило на своей странице в фейсбуке, сделаны на территории храма, относящегося к времени правления XXVI династии (VII–VI века до нашей эры).
Буто, который египтяне называли Пер-Уаджит («дом богини Уаджит») был одним из древнейших городов долины Нила. Он возник в западной части Дельты еще в додинастическую эпоху и до объединения страны на рубеже IV–III тысячелетий до нашей эры, по-видимому, главенствовал над землями Нижнего Египта. Руины города расположены в провинции Кафр эш-Шейх, на холмах Телль эль-Фараин в 95 километрах к востоку от современной Александрии.
В Буто находился центр почитания Уаджит — богини-покровительницы царской власти. Символ Уаджит — стоящая кобра — наряду с коршуном, олицетворявшим верхнеегипетскую богиню Нехбет, стал атрибутом головного убора царей объединенного государства и использовался в этом качестве на протяжении трех тысячелетий. Несмотря на утрату политической значимости в династическую эпоху, город сохранял свою религиозную роль. Например, в XV веке до нашей эры Тутмос III, знаменитый своими завоеваниями в Азии, оставил в местном храме Уаджит памятную стелу, в которой перечислены принесенные им святилищу дары. Двумя столетиями позднее Рамсес II поставил в храме свои статуи, на одной из которых он изображен рядом с богиней.
На I тысячелетие до нашей эры приходится период расцвета города Пер-Уаджит. Геродот во II книге своей «Истории» сообщает о пышных религиозных праздниках в Буто и о том, что при храме Уаджит существовало «самое правдивое прорицалище» — оракул, пользовавшийся особым почитанием, а также рассказывает о храмах других божеств — Аполлона (Хора) и Артемиды (Бастет). Археологические исследования также показывают, что город в эту эпоху переживал значительный подъем храмового строительства. Так, в 2018 году археологи сообщили об обнаружении остатков святилища, сооруженного во время правления XXVI (так называемой Саисской) династии. В храме были найдены фрагменты памятника, принадлежавшего ее основателю фараону Псамметиху I (царствовал в 664–610 годах до нашей эры).
Этот правитель, пришедший к власти после тяжелого периода владычества Кушитской (нубийской) династии и завоевания Египта ассирийцами, поместил свою столицу в древнем городе Саис, неподалеку от Буто. Стремясь восстановить былое величие страны и укрепить свое положение, он стимулировал обращение египтян к духовному наследию, поддерживал храмы в близлежащих старых религиозных центрах и строил новые святилища. Такая политика реставрации духовной культуры, пришедшей в упадок после кризиса Третьего переходного периода, когда рухнуло Новое царство и ослабевший Египет утратил независимость, нашла отражение и в рассказе Геродота о том, как Псамметих обращался к оракулу Латоны (то есть Уаджит) в Буто.
Подтверждением тому, что Псамметих I и его преемники оказывали большое внимание городу Пер-Уаджит, стала находка египетских археологов во главе с Хоссамом Гонеймом (Hossam Ghoneim), сделанная на территории храмового комплекса в Буто. Ученые нашли в его южной части многочисленные ритуальные предметы, относящиеся к культу богини Хатхор — покровительницы веселья, любви, плодородия и материнства, супруги бога Хора. Среди находок — керамические чаши, курильницы из фаянса (на одной из них сохранилось изображение бога Хора) и фргамент так называемой хаторической колонны из известняка. На капителях таких колонн вырезалось рельефное изображение Хатхор в виде женского лица анфас, с коровьими ушами, так как корова была священным животным богини, и в парике с характерными буклями. Археологи обнаружили и скульптурное изображение головы священной коровы с солнечным диском между рогов.
Коллекция находок включает также фигурки божеств — покровительницы беременных женщин и рожениц Таурт и бога мудрости и священного знания Тота. Найден золотой царский амулет уджат, или «око Хора», который в египетской мифологической традиции символизировал глаз, потерянный богом в схватке с Сетхом и, согласно одной из версий мифа, исцеленный богиней Хатхор. С помощью уджат Хор сумел воскресить своего отца Осириса. Помимо золотого «ока Хора», археологи обнаружили при раскопках следы позолоты в виде чешуек. Это говорит о том, что некоторые культовые предметы были покрыты слоем золота, символизировавшего нетленность.
Руководитель сектора египетских древностей в составе министерства доктор Аймун Ашмави (Aymen Ashmawy) рассказал и о других находках, сделанных при раскопках храма в Буто. Это различные предметы из слоновой кости, на которых изображены сцены подношения даров, повседневной деятельности, растительные и анималистические мотивы. Особое значение имеют иероглифические надписи, по которым ученые смогли установить, какие правители уделяли внимание храму. Это Псамметих I (надписи содержат его полную титулатуру, включавшую пять имен), а также два других фараона XXVI династии — Уахибра, более известный под греческим именем Априй (589–567 годы до нашей эры), и Яхмос II, или Амасис (567–526 годы до нашей эры). Одна из надписей была частью рельефа на известняковой плите, изображавшего религиозную церемонию с участием царя и богини, от которых сохранились только короны.
Помимо культовых предметов, археологи обнаружили в Буто облицованный полированным известняком резервуар для священной воды. Раскопаны также остатки более поздней постройки из кирпича-сырца, относящейся к эллинистическому периоду (конец IV–I века до нашей эры). Она включала бассейн и систему подогрева, подачи и отвода воды и предназначалась, по-видимому, для ритуальных омовений.
Археологи регулярно информируют о находках памятников древности в дельте Нила. Ранее N + 1 сообщал о подводных исследованиях в затонувшем порту Гераклион, в ходе которых ученые обнаружили остатки корабля и греческое кладбище, а также нашли плетеные корзины, в которых хранились фрукты. А еще мы рассказывали о том, как житель города Исмаилия извлек из земли пограничную стелу VI века до нашей эры на своем участке, а в районе древнего поселения на северо-востоке Египта было раскопано 110 погребений.