Самцов данаид застали за поеданием собственных гусениц

Биологи зафиксировали необычное поведение данаид с острова Сулавеси: самцы этих бабочек царапали покровы гусениц и пили выделяющуюся жидкость. Среди таких самцов были и представители того же вида, что и гусеницы. Исследователи предполагают, что так бабочки добывают алкалоиды, которые гусеницы получают с пищей. В организме самцов из этих алкалоидов образуются феромоны, привлекающие самок. Предварительная версия статьи опубликована в журнале Ecology.

Многие виды бабочек из подсемейства данаид (Danainae) ядовиты и обладают предостерегающей окраской. Ядовитые соединения насекомые получают из кормовых растений на стадии гусеницы. К тому же взрослые самцы многих данаид добывают из растений пирролизидиновые алкалоиды, которые служат им дополнительной защитой, а также прекурсорами для феромонов, привлекающих самок. Самцы бабочек царапают коготками различные части алкалоидоносных растений и пьют выделившийся сок. Такое явление ученые называют фармакофагией, подчеркивая, что добываемые вещества используются не для питания.

Кроме того, есть сообщения о том, что некоторые данаиды добывают алкалоиды не только из растений. Например, ученые наблюдали, как бабочки Danaus chrysippus пили жидкость из тел умирающих пиргоморфид (Pyrgomorphidae) — прямокрылых, питающихся алкалоидоносными растениями. А данаиды Parantica agleoides agleoides были замечены за употреблением жидкости из мертвых чешуекрылых, в которых содержались алкалоиды.

В октябре 2019 года биолог И-Кай Тэа (Yi-Kai Tea) из Университета Сиднея и сингапурский натуралист Джонатан Сун Вэй (Jonathan Soong Wei) в природном заповеднике Тангкоко на севере острова Сулавеси наблюдали, как самцы данаид царапали коготками покровы живых гусениц Idea blanchardii blanchardii и пили выделяющуюся жидкость. Также бабочки были замечены и возле мертвых гусениц. Всего биологи насчитали семь видов данаид, проявляющих такое поведение, включая самцов того же вида, что и сами гусеницы. Кроме гусениц бабочки царапали и растения, добывая их сок.

Исследователи вместе с коллегами из Австралии и США выдвинули гипотезу о том, что самцы таким образом добывают алкалоиды, концентрация которых выше в гусеницах, чем в растениях. Однако ученые отмечают, что эта гипотеза должна быть проверена с помощью химических методов.

Биологи также предположили, что бабочек изначально могут привлекать поврежденные гусеницами растения. Бабочки слетаются к гусеницам и начинают царапать растения возле них — при этом они могут случайно повредить покровы гусениц. В результате выделившаяся из гусениц жидкость с большим количеством алкалоидов выступает аттрактантом для бабочек.

Авторы работы предлагают назвать подобное поведение клептофармакофагией (от древнегреческого слова κλέπτης — «вор»), так как необходимые вещества, по сути, украдены у других особей. Биологи отмечают, что это первое наблюдение того, как данаиды получают алкалоиды от представителей своего или близкородственных видов. Ученые предполагают, что такое поведение может быть найдено и у других видов данаид.

Ранее мы писали о другом необычном поведении бабочек: биолог из Бразилии наблюдал, как представители вида Gorgone macarea пили слезную жидкость из глаз птиц.

Бонобо не запомнили короткие последовательности стимулов