Компания Tesla запатентовала метод очистки стекол автомобилей и солнечных панелей на крышах домов с помощью лазерных лучей. Авторы предлагают подбирать параметры лазерных импульсов так, чтобы они не проникали через слой стекла и не представляли опасности для пассажиров и электроники.
В автомобилях очистка стеклянных поверхностей часто используется не только для лобового и заднего стекла, но и для других поверхностей, например, фар или датчиков, если речь идет о беспилотных автомобилях. При использовании щеток на поверхности почти всегда образуется «мертвая зона», до которой щетка не достает. Также она может неравномерно прилегать к поверхности и не справляться с некоторыми типами веществ, оставляя водителя или датчики с загрязненным стеклом до следующей остановки.
В 2019 году Tesla предложила использовать для очистки стеклянных поверхностей лазеры, а теперь получила патент на этот метод. В документе инженеры автопроизводителя в основном сосредоточились на применении такой очистки к автомобилям, но отметили, что потенциально ее можно использовать и с другими стеклянными поверхностями: солнечными панелями, фасадами небоскребов и прочими.
Для работы лазерной системы очистки авторы предлагают устанавливать в разных частях кузова машины лазерные излучатели, а также инструменты обнаружения грязи, воды и других помех: камеры либо, опять же, лазеры. Обнаружив загрязнение и локализовав его, система дает излучателям команду на импульсы, испаряющие лишний материал на стекле, в том числе воду, грязь и птичий помет. Инженеры предлагают использовать импульсный режим работы лазера и настраивать его так, чтобы он не проникал на всю глубину стекла. Также они предлагают наносить на стекло отражающие или поглощающие покрытия, такие как оксид индия-олова.
В отличие от существующих машин, авторы патента предлагают очищать таким способом почти вообще все стеклянные поверхности машины, в том числе боковые стекла, камеры и даже поворотники.
Мы рассказывали и о других применениях лазеров, помогающих очищать поверхности или расчищать путь. Например, американские военные используют их для очистки краски с авиационной техники, а российские инженеры испытывали лазер для ледокола, разрезающий лед перед ним.
Григорий Копиев
Полет проходил в режиме дистанционного управления
Прототип электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace совершил успешный испытательный полет на аэродроме Котсуолд в Англии. В процессе испытания дистанционно управляемый летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой достиг скорости 70 километров в час. Это первый свободный полет прототипа, который до этого поднимался в воздух лишь со страховочными тросами, сообщает Bloomberg. Видео полета опубликовано на YouTube-канале компании. Проект серийного электрического аэротакси был представлен в 2020 году. Это высокоплан с прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле размещены четыре балки с электромоторами и воздушными винтами. Передние четыре винта пятилопастные и поворотные, а задние четырехлопастные имеют фиксированное положение. Размах крыла аэротакси 15 метров, а длина — 11 метров. Кабина рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Планируется, что аэротакси сможет пролетать 190 километров на скорости до 320 километров в час. Vertical Aerospace планирует продолжать тесты в рамках подготовки к первому пилотируемому полету. Если все пройдет успешно, то компания надеется пройти сертификацию в 2026 году.