На основе фрагмента верхней челюсти, найденного в меловых отложениях Узбекистана, палеонтологи описали новый род и вид хищных динозавров из группы кархародонтозавров — Ulughbegsaurus uzbekistanensis. Ученые рассчитали, что динозавр мог достигать восьми метров в длину и весить более тонны. В статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science, палеонтологи отмечают, что этот вид возглавлял пищевую цепь в своей экосистеме.
Обновлено: в декабре 2022 года палеонтологи из США и России опубликовали статью, в которой показали, что Ulughbegsaurus uzbekistanensis следует считать сомнительным таксоном. Подробнее об этом читайте в нашем блоге «Новые древние».
Аллозавроидные тероподы (Allosauroidea) доминировали во многих экосистемах с середины юрского и до конца мелового периода. Последними представителями этой группы были кархародонтозавры (Carcharodontosauria), которые достигали огромных размеров (могли весить больше шести тонн). На территории Лавразии (современные Евразия и Северная Америка) кархародонтозавры исчезли примерно 90 миллионов лет назад, но на остальных континентах они продолжали господствовать до конца мела.
Кохэи Танака (Kohei Tanaka) из Университета Цукубы вместе с коллегами из Канады, Узбекистана и Японии изучили фрагмент верхней челюсти теропода из туронских отложений биссектинской свиты (Bissekty Formation) Узбекистана, возраст которых около 90–92 миллионов лет. Филогенетический анализ показал, что динозавр относился к кархародонтозаврам. Ученые отметили, что это первая подтвержденная находка представителя этой группы в верхнем мелу Центральной Азии.
Палеонтологи на основе изученной окаменелости описали новый род и вид — Ulughbegsaurus uzbekistanensis. Родовое название дано в честь султана Улугбека, известного своим вкладом в математику и астрономию.
Длина верхней челюсти у хищных динозавров коррелирует с длиной бедренной кости — на основе последнего параметра можно рассчитать массу тела. Используя эти соотношения, а также данные по аллозавроиду Yangchuanosaurus, ученые рассчитали примерный размер U. uzbekistanensis: теропод был около 7,5–8 метров в длину и весил более тонны.
Богатая фауна динозавров биссектинской свиты включала в себя анкилозавров (Ankylosauria), цератопсов (Ceratopsia), гадрозавроидных орнитопод (Hadrosauroidea), зауропод (Sauropoda) и многочисленных хищных динозавров, среди которых был тираннозавроид Timurlengia euotica. Все эти хищные динозавры были гораздо меньше U. uzbekistanensis. Например, тимурленгия достигала в длину 3–4 метров и весила всего около 170 килограммов. Таким образом, новый вид был верховным хищником биссектинской экосистемы.
Авторы работы отмечают, что биссектинская свита — одна из двух верхнемеловых геологических формаций, в отложениях которых были обнаружены и кархародонтозавры, и тираннозавроиды — последние при этом еще не были верховными хищниками. Другая подобная формация — Сидар-Маунтин (Cedar Mountain Formation) в США, в сеноманских отложениях которой были найдены ископаемые остатки кархародонтозавра Siats meekerorum и тираннозавроида Moros intrepidus.
После туронского века кархародонтозавры исчезают в Лавразии — возможно, их вытеснили тираннозавроиды. Однако этот момент остается плохо изученным, так как в летописи окаменелостей крупные тираннозавроиды появляются только в кампанском веке в Северной Америке — примерно через шесть миллионов лет после исчезновения кархародонтозавров.
Недавно мы писали о другом динозавре из биссектинской свиты Узбекистана — Dzharatitanis kingi. Этого зауропода описали на основе хвостового позвонка.
Семён Морозов
Фрагмент моляра принадлежал самцу, который жил около 3,7–3,4 миллиона лет назад
Ученые проанализировали белки в зубной эмали африканского австралопитека, который жил в Южной Африке около 3,7–3,4 миллиона лет назад. По пептидам белка амелогенина они определили, что исследованный образец из Стеркфонтейна принадлежал самцу. Ранее древнейшими гомининами, пол которых установили по пептидам из зубов, были массивные парантропы из Сварткранса, жившие примерно 2,2–1,8 миллиона лет назад. Результаты проделанной работы опубликованы в South African Journal of Science.