Нового зауропода из Узбекистана описали по единственному хвостовому позвонку

Российские и американские ученые описали новый вид гигантских динозавров зауропод, живший на территории современного Узбекистана в позднем мелу, около 90 миллионов лет назад. Находка получила название Dzharatitanis kingi. Как отмечается в статье для журнала PLoS One, этот вид относился к малоизученной группе зауропод, остатки которых ранее никогда не отмечали на территории Азии.

Пустыня Кызылкум, охватывающая территории Узбекистана, Казахстана и Туркменистана, представляет собой суровую засушливую местность, где почти нет пресных водоемов. Однако в позднем мелу, 80-100 миллионов лет назад, климат здесь был намного более комфортным. На месте современной пустыни располагалось морское побережье, а впадающие в море реки формировали широкие дельты.

О флоре и фауны этой местности палеонтологам известно благодаря находкам, сделанным на местонахождении Джаракудук в Навоийской области Узбекистана. Среди обнаруженных здесь ископаемых есть динозавры, морские рептилии, древние млекопитающие, а также множество других видов растений, беспозвоночных и позвоночных.

Самыми крупными обитателями территории, которая спустя миллионы лет стала пустыней Кызылкум, были травоядные динозавры зауроподы из группы титанозавров (Titanosauria), относившиеся к пока неописанному виду. Однако, как обнаружили палеонтологи Александр Аверьянов (Alexander Averianov) из Российской академии наук и Ханс-Дитер Зюс (Hans-Dieter Sues) из Смитсоновского института, эти рептилии были здесь не единственными гигантами. Изучив хвостовой позвонок возрастом около 90 миллионов лет, найденный в Джаракудуке в 1997 году и приписанный титанозавру, ученые пришли к выводу, что его настоящим обладателем был неизвестный зауропод из другой группы.

Новый вид получил научное имя Dzharatitanis kingi. Родовое название (оно имеет женский род) дано в честь местности обнаружения, а видовое — дань памяти геологу Кристоферу Кингу (Christopher King) (1943-2015), который много работал над изучением меловых пластов Центральной Азии. На основе ряда анатомических особенностей Аверьянов и Зюс причислили находку к семейству Rebbachisauridae. Эта группа относится к надсемейству Diplodocoidea — иными словами, новый вид зауропод приходится отдаленным родственником широко известному диплодоку (Diplodocus). Rebbachisauridae изучены довольно плохо: большинство из них известны только по фрагментарным остаткам из Южной Америки, Африки и Европы.

Аверьянов и Зюс отмечают, что D. kingi — первая представительница этой группы из Азии и одна из самых поздних в палеонтологической летописи. Возможно, она произошла от европейских представителей Rebbachisauridae, которые перебрались в Среднюю Азию в период от 130 до 90 миллионов лет назад (тогда эти участки суши соединял перешеек). Интересно, что сама Европа в тот период представляла собой группу разрозненных островов.

Хотя от D. kingi остался единственный позвонок (возможно, несколько других позвонков динозавров, найденных в Джаракудуке, также принадлежат этому виду, но подтвердить или опровергнуть это пока невозможно), знания об анатомии ее ближайших родственников позволяют реконструировать облик древней рептилии. Скорее всего, джаратитанис выглядела как типичный зауропод, то есть обладала маленькой головой на длинной шее, массивным телом, длинным хвостом и конечностями-колоннами. В высоту D. kingi могла достигать 15-20 метров.

Чуть более года назад мы рассказывали об открытии российских и немецких палеонтологов, которые обнаружили остатки самых северных зауропод в мире. Зубы детенышей этих ящеров нашли на юго-западе Якутии, на палеошироте в 62 градуса.

Предками тихоходок назвали луолишаниид