В Гончарной слободе раскопали коронационный стакан из гутного стекла XVIII века

Российские археологи представили результаты раскопок Гончарной слободы в Москве. За три месяца работ они обнаружили более 500 артефактов XVI–XIX веков и 2,5 тонны керамического материала. Среди находок выделяются сломанный коронационный стакан из гутного стекла XVIII века, редкий изразец с изображением сцены штурма европейского города, а также хорошо сохранившаяся одежда зажиточного человека XVII века. О результатах раскопок сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

На территории современного Таганского района Москвы раньше существовало множество ремесленных слобод. Неподалеку от устья Яузы располагалась Гончарная слобода, о которой впервые упоминается в летописном своде под 1547 годом, хотя первые жилые дома здесь появились уже в XII веке. Археологические работы здесь начались еще в первой половине XX века, однако полномасштабные исследования развернуть в условиях городской застройки крайне сложно.

Систематически исследовать Таганский холм начали лишь в 1940-е годы, чему способствовали многочисленные случайные находки. Так, в 1941 году при строительстве бомбоубежища было найдено большое количество глиняных игрушек и остатки кирпичной кладки. Уже после войны археологи обнаружили здесь некрополь XVI–XVII веков, а также большую коллекцию тиглей, склад бракованной керамической посуды и гончарные инструменты. В дальнейшем работы на этом памятнике несколько раз затухали и возобновлялись вновь. Так, недавно начатые раскопки предварял двадцатилетний перерыв.

Исследователи из Института археологии РАН под руководством Леонида Беляева (Leonid Belyaev) провели раскопки Гончарной слободы и смогли обнаружить артефакты «ремесленного» и «купеческого» периодов истории этого района, причем относящиеся как к светской, так и религиозной жизни. Археологи раскрыли бытовые и жилищные постройки, которые, возможно, относятся к владениям Церкви Космы и Дамиана.

В течение трех месяцев работ ученые сумели собрать более 500 предметов, а также большое количество керамического материала — около 2,5 тонны. Среди керамических изделий выделяются чернолощеная фляга, красноглиняный кувшин с белой росписью, а также изразцы XVII–XVIII веков, причем на одном из них изображена сцена штурма европейского города. Богатой оказалась коллекция фрагментов изделий с росписью, сделанных мастером вручную из горячего стекла. На одном из них находится изображение герба Российской империи и надпись «Виватъ Ея Императорскаго Величества». Этот предмет относится к коронационной посуде, которая была выпущена в честь восшествия на престол одной из российских императриц XVIII века. По мнению археологов, скорее всего, речь о Екатерине II.

Археологи также отметили бутыль из высокопрочной керамической массы, который был изготовлен в конце XIX века в герцогстве Нассау. Ценной находкой для истории текстильных предметов оказалась полностью сохранившаяся подборка одежды зажиточного человека XVII века: две льняные рубахи, верхняя одежда и плетеный пояс. Кроме того, ученые нашли кусок литографического камня, который, вероятно, разбился, когда с него печатали ярлыки.

Отдельную группу находок составляют детские игрушки, которые, по сообщению археологов, обычно присутствуют в каждом раскопе Гончарной слободы. Среди предметов, связанных с церковью, ученые упомянули древнерусские книжные переплеты, медный складень XVIII века с образом Николая Чудотворца, а также сосуды для елея. Также было обнаружено семь монет: пять рублей золотом, отчеканенные при Александре I, а также шесть более ранних медных монет, которые выпускались во времена правления Елены Глинской.

Ранее на N + 1 рассказывали о других успехах российских археологов. Так, на пяти памятниках, расположенных недалеко от Мурома, ученые обнаружили более 20 тысяч каменных орудий и фаунистических остатков, а в погребении медно-каменного века под Петрозаводском нашли 140 янтарных украшений.

Зуб и фрагменты костей из испанской пещеры Эль-Кастильо приписали неандертальцам