Астероид в форме кости создал спутники сам себе

Телескоп VLT получил наиболее детальные на сегодняшний день снимки необычной тройной системы астероидов Клеопатра, основное тело которой похоже на кость. Данные наблюдений говорят о том, что астероид пористый и сформирован из обломочного материала, а его спутники некогда были частью «косточки», но затем были выброшены прочь, сообщается на сайте ESO.

О том, что астероиды могут обладать спутниками, стало известно в 1993 году, когда у астероида Главного пояса (243) Ида был найден спутник Дактиль, который в 20 раз меньше основного тела. С тех пор при помощи наземных крупных телескопов, оснащенных адаптивной оптикой, и космического телескопа «Хаббл» было найдено 190 кратных систем астероидов, а для тридцати из них были получены прямые изображения поверхностей. Исследования подобных систем позволяет узнать больше о динамике, эволюции и свойствах малых тел Солнечной системы.

Астероид (216) Клеопатра представляет собой пример одной из наиболее необычных кратных систем, которая состоит из трех тел и находится в Главном поясе астероидов. Он был открыт в 1880 году и отнесен к классу M/Xe, что означает высокое содержание металлов в поверхностном слое. Данные радарных наблюдений выявили необычную форму тела (оно напоминает кость), а в 2008 году у Клеопатры нашлись два спутника, названные Алекс-Гелиосом и Клео-Селеной.

Группа астрономов во главе с Франком Марши (Franck Marchis) из Института SETI опубликовала результаты анализа данных наблюдений за астероидом Клеопатра, которые велись в период с 2017 по 2019 год при помощи приемника SPHERE, установленного на наземном комплексе телескопов VLT.

Ученые определили, что периоды обращения спутников вокруг основного тела составляют 1,822 и 2,745 дней, они близки к орбитальному резонансу среднего движения 3:2. Масса Клеопатры была оценена в 2,97×1018 килограммов, что значительно меньше, чем считалось ранее. Форма астероида, длина которого равна примерно 270 километрам, очень близка к гантели с двумя долями и толстой перемычкой между ними. Его объемный эквивалентный диаметр (т.е. диаметр сферы того же объема, что и рассматриваемый объект) равен 118,75 километров, а объемная средняя плотность была оценена в 3,38 граммов на кубический сантиметр.

Такая низкая плотность тела указывает на его значительную пористость, что, в сочетании с формой, подтверждает текущий сценарий его образования. Предполагается, что в прошлом два астероида столкнулись, а затем из обломочного материала сформировался один объект типа «куча щебня». Что же касается малых спутников астероида, то исследователи считают, что это фрагменты Клеопатры, которые были образованы во время столкновений астероида с другими телами в прошлом. В пользу этого говорит тот факт, что Клеопатра вращается вокруг своей оси почти с критической скоростью, выше которой тело начнет разрушаться.

Ранее мы рассказывали о том, как VLT разглядел пролетевший мимо Земли двойной астероид и нашел претендента на звание самой маленькой карликовой планеты Солнечной системы.

Квазипериодические рентгеновские вспышки объяснили частичным разрушением звезды сверхмассивной черной дырой