Американские биологи провели серию экспериментов с колибри и обнаружили, что эти птицы избегают запаха муравьев. Ученые объяснили это тем, что муравьи конкурируют с колибри за нектар, а также могут представлять опасность для них. Это одна из немногих работ, посвященных обонятельной способности колибри, — ранее считалось, что запахи практически не играют роли в их жизни. Работа опубликована в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology.
Питающиеся нектаром животные стараются не посещать цветки, на которых уже есть другие посетители, для того чтобы повысить эффективность кормления и уменьшить затраты энергии на поиск пищи. Например, колибри избегают птиц-посетителей, полагаясь при этом на зрение и слух. Однако взаимодействие колибри с другими частыми посетителями цветков — насекомыми — изучено недостаточно хорошо.
Биологи из Калифорнийского университета во главе с Эшли Ким (Ashley Y. Kim) решили изучить способность колибри воспринимать химические сигналы насекомых, такие как кутикулярные углеводороды медоносных пчел (Apis mellifera), муравьиная кислота и (Z)-9-гексадеценаль — феромон агрегации аргентинских муравьев (Linepithema humile).
Исследователи установили в городе Морено-Валли (Калифорния) две кормушки для диких колибри, среди которых были калипта Анны (Calypte anna), калипта Коста (Calypte costae) и селасфорус Аллена (Selasphorus sasin sasin). В кормушках содержался 20-процентный раствор сахарозы. На одной кормушке располагались круги из фильтровальной бумаги, на которую наносили химический сигнал насекомых, разбавленный растворителем. Другая кормушка была контрольной — фильтровальную бумагу смачивали только растворителем. При этом визуальных отличий между кормушками не было. Чтобы проверить, что колибри реагируют именно на запахи насекомых, а не просто на новые химические сигналы, ученые также предоставили колибри выбор между фильтровальной бумагой с этилбутиратом — веществом с фруктовым запахом — и контролем.
Так как кормушки посещают множество особей диких колибри, то различить отдельных особей было практически невозможно. Дикие колибри обычно кормятся каждые 20–30 минут, поэтому продолжительность эксперимента ограничили 10 минутами, чтобы снизить вероятность посещения кормушки одной и той же птицей.
Чтобы проследить за выбором отдельных особей, биологи повторили эксперименты с 11 особями колибри, содержащимися в неволе, среди которых были черногорлый архилохус (Archilochus alexandri), калипта Коста и гибрид калипты Коста и калипты Анна.
Оказалось, что колибри не проявили никакой реакции на кутикулярные углеводороды пчел, а вот кормушки с муравьиной кислотой и феромоном аргентинских муравьев птицы избегали. При этом на этилбутират колибри не реагировали.
Ученые объясняют отсутствие реакции на кутикулярные углеводороды пчел тем, что нектар цветков, которые обычно посещают колибри, частично или полностью недоступен для пчел. Также пчелы гораздо заметнее муравьев, поэтому есть вероятность, что при избегании пчел колибри полагаются на зрение, а не на обоняние.
Биологи считают, что колибри избегают запаха муравьев не только из-за конкуренции за нектар, но и из-за того, что муравьи могут быть опасны для птиц. Особенно сильно колибри избегали муравьиную кислоту, которую муравьи используют в качестве защиты и которая может навредить птицам (в экспериментах колибри не контактировали с ней непосредственно).
Эшли Ким с коллегами отмечают, что ученые в основном игнорировали обоняние колибри, однако результаты их экспериментов говорят о том, что запах все же играет большую роль в жизни этих птиц. Авторы работы считают, что необходимы дальнейшие исследования обонятельной способности колибри.
В последние годы появляется все больше работ о том, что птицы полагаются не только на зрение и слух, но и на обоняние. К примеру, ученые показали, что белые аисты при поиске пищи ориентируются на запах свежескошенной травы.
Семён Морозов
Это произойдет из-за утраты местообитаний, если не снизить антропогенное воздействие
Если не ограничить антропогенные выбросы парниковых газов, то при текущих тенденциях землепользования и распределения населения в Европе к 2061–2080 годам 76 процентов видов шмелей лишится 30 процентов площади своих местообитаний. Это поставит их под угрозу вымирания. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Nature. В мире более 90 процентов дикорастущих растений и более 75 процентов сельскохозяйственных культур опыляют насекомыми-опылителями. В последние десятилетия их популяциям угрожает потепление климата, загрязнение воздуха, некорректное применение пестицидов, неустойчивое землепользование и ряд других проблем, из-за которых их численность снижается во всем мире. В умеренных и высоких широтах северного полушария главными насекомыми-опылителями выступают шмели, организм которых адаптирован к холодным условиям. Согласно некоторым национальным отчетам (например, бельгийскому и нидерландскому), в Европе уже наблюдается локальное вымирание до четверти видов шмелей. Ученые под руководством Гийома Гисбена (Guillaume Ghisbain) из Брюссельского свободного университета смоделировали, как изменится численность шмелей разных видов в Европе в течение XXI века, используя наборы данных о климате, землепользовании и населении из проекта ISIMIP2b и обучая модели экологических ниш на данных о присутствии и численности шмелей с географической привязкой. Они использовали три сценария социоэкономического развития (SSP 1-2.6; SSP 3-6.0 и SSP 5-8.5), предполагающие низкие, умеренные или высокие антропогенные выбросы парниковых газов соответственно. Авторы исследования пришли к выводу, что даже при существенном ограничении антропогенных выбросов парниковых газов к 2061–2080 годам 32 процента видов шмелей, внесенных МСОП в список «вызывающих наименьшее опасение», потеряют не менее 30 процентов площадей пригодных для их жизни местообитаний. Если же не ограничить эти выбросы, то с потерей почти трети местообитаний столкнется уже 76 процентов видов европейских шмелей. Таким образом, эти виды шмелей окажутся в категории «находящиеся под угрозой исчезновения». Сильнее всего пострадают местообитания шмелей в Бельгии, Германии, северной Франции и Нидерландах, но в целом вся территория Европы ниже 60 градуса северной широты рискует стать малопригодной для обитания шмелей. Рефугиумом для некоторых видов шмелей может стать Фенноскандия, если на ее территории не усилится действие каких-либо неучтенных антропогенных факторов. Подробнее о причинах и последствиях кризиса насекомых-опылителей в биосфере можно прочитать в нашем материале «Проблема жъжъь».