Белых аистов привлек запах свежескошенной травы

Люди давно замечали, что белые аисты любят охотиться на небольших животных на полях во время покоса, но до сих пор не было известно, как именно птицы узнают о сельскохозяйственных работах. Международная команда ученых обнаружила, что аистов в первую очередь привлекает запах свежескошенной травы. Открытие позволяет предположить, что использование обоняния при поиске пищи может быть распространенным явлением среди птиц, сообщают авторы в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Долгое время ученые считали, что среди птиц практически не встречается использование ольфакторных — то есть обонятельных — сигналов, однако стало появляться все больше исследований, которые показывают, что это далеко не так. Птицы могут использовать обоняние для поиска пищи. К примеру, у киви (Apterygiformes) оно развито хорошо — с его помощью птицы ищут мелких беспозвоночных и плоды, а вот зрение у них очень слабое. Биологи даже предположили, что эти птицы и вовсе могут стать слепыми в процессе эволюции. Вымершие эпиорнисы (Aepyornithiformes) — близкие родственники киви — тоже в основном полагались на обоняние.

Давно установлено, что грифы-индейки (Cathartes spp.) ищут падаль по запаху. Обонятельные сигналы при поиске добычи используют и морские птицы — буревестникообразные (Procellariiformes) ориентируются на источник диметилсульфида, который выделяют скопления фитопланктона. Выделение этого летучего вещества увеличивается при поедании фитопланктона рачками, кальмарами и рыбами, которые и служат добычей для птиц. Буревестникообразные также используют источники диметилсульфида для навигации. Было показано, что запахи при навигации играют большую роль и для почтовых голубей.

Хорошо известно, что белые аисты (Ciconia ciconia) появляются на полях, когда фермеры скашивают траву — небольшие животные, лишившись убежища, становятся легкой добычей этих птиц. Биологи из Германии, Италии и Кипра во главе с Мартином Викельски (Martin Wikelski) из Института поведения животных Макса Планка решили изучить, какие именно сигналы привлекают аистов к обработанным полям. Исследователи предположили, что птицы в первую очередь используют ольфакторные сигналы. Для проверки своей гипотезы ученые выбрали популяцию белых аистов (около 70 особей) возле города Радольфцелль в Германии.

Для того чтобы определить, могут ли аисты полагаться только на обоняние, биологи исключили другие типы сигналов: визуальные, акустические и социальные. Чтобы исключить визуальные сигналы, для исследования выбирались участки, скрытые от аистов деревьями. Акустические сигналы были исключены за счет большого расстояния — более 600 метров. На таком расстоянии аисты не слышат звуки техники. В качестве социальных сигналов аисты могут использовать сородичей или других птиц, поэтому исследователи отбирали только те наблюдения, в которых не было социальных сигналов. Ученые наблюдали за аистами с самолета, а также на земле. За некоторыми аистами следили при помощи GPS-трекеров.

Также биологи провели два эксперимента. В одном из них ученые взяли свежескошенную траву и поместили ее на расстояние 2,5 километра от местонахождения аистов. Во втором эксперименте исследователи распылили с самолета смесь летучих веществ, имитирующую запах травы, на необработанное поле. Смесь включала в себя основные компоненты запаха свежескошенной травы: цис-3-гексеналь, цис-3-гексенол и гексенилацетат. Также в качестве контроля с самолета была распылена обычная вода.

В результате оказалось, что аистов привлекают как обработанное поле, так и сама свежескошенная трава. Смесь летучих соединений привлекала птиц аналогичным образом, а вот распыление воды не вызвало никакой реакции (p = 0,003). При этом во всех этих случаях реагировали только те аисты, которые находились с подветренной стороны.

Ученые пришли к выводу, что аисты при поиске пищи могут полагаться и на обоняние. Авторы работы заключают, что использование ольфакторных сигналов при кормодобывании может быть более распространенным явлением среди птиц, чем считалось ранее.

Птицы используют обоняние не только для поиска пищи или навигации, но и для выбора партнера. Биологи изучили два вида американских синиц и выяснили, что птицы предпочитают запах особей своего вида — это препятствует гибридизации.

Биоритмы сна и долговременная память появились одновременно при развитии личинок дрозофил