Британская компания BAE Systems получила контракт агентства перспективных оборонных разработок (DARPA) министерства обороны США на проектирование полномасштабного демонстратора технологии активной системы управления воздушным потоком. Американские военные интересуются ей в рамках проекта CRANE по созданию самолета без механизации крыла.
Обычно управление полетом самолета обеспечивают подвижные аэродинамические элементы, которые называют механизацией. Их могут приводить в движение электрические, механические или гидравлические системы. Механизация крыла и хвоста помогает летчикам не только управлять направлением полета, но и скоростью летательного аппарата, а также формированием подъемной силы на крыле.
В 2019 году DARPA объявило тендер CRANE на разработку, сборку и летные испытания демонстратора самолета, лишенного какой бы то ни было механизации крыла. Вместо этого летательный аппарат должен получить активные системы управления воздушным потоком, которые он мог бы использовать на всем протяжении полета. Военные считают, что это позволит сделать перспективные самолеты легче и дешевле в обслуживании.
В прошлом году DARPA выбрало три компании для участия в тендере — Aurora Flight Sciences, Lockheed Martin и Georgia Tech Research Corporation. На первом этапе они должны определить технологии, которые можно использовать для управления полетом вместо традиционной механизации.
BAE Systems 7 сентября объявила о контракте с агентством перспективных оборонных разработок Пентагона на проектирование полномасштабного демонстратора технологии активной системы управления воздушным потоком и его испытания в аэродинамической трубе. Последние BAE собирается провести в следующем году.
Британская компания может использовать для нового проекта наработки, полученные при разработке экспериментального беспилотника Magma с отключенной механизацией крыла. Он получил систему, которая отбирает часть воздуха из реактивного двигателя и по каналам перенаправляет его к соплам на крыле и в сопле движка. Плоские сопла на крыле заменили беспилотнику подвижные элевоны, а сопла в сопле реактивного двигателя позволили с помощью выдуваемого воздуха отклонять реактивную струю.
Василиса Чернявцева
И полетал на нем в костюме имперского штурмовика из вселенной «Звездных войн»
Польский изобретатель и основатель стартапа, создавшего одноместный дрон Jetson One, Томаш Патан (Tomasz Patan) представил новый проект — ховербайк Volonaut Airbike. Это одноместный летательный аппарат на реактивной тяге с вертикальным взлетом и посадкой, способный разгоняться до 200 километров в час. Конструкция Airbike выполнена из углеродного волокна с применением 3D-печати, что, по заявлению разработчика, позволило сделать аппарат в семь раз легче обычного мотоцикла. Для зависания на одном месте и облегчения управления применяется автоматическая система стабилизации, а компактные размеры и отсутствие пропеллеров позволяют ховербайку перемещаться в ограниченных пространствах, например, среди деревьев в лесу. Проект недавно вышел из режима скрытой разработки и опубликовал несколько видео с тестовыми полетами. В одном из них полет происходит среди деревьев и кустарников, а пилот был одет в костюм имперского штурмовика из вселенной «Звездных войн». Возможные сроки появления ховербайка в продаже и цена пока не уточняются.