Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) министерства обороны США выбрало троих участников тендера CRANE (Control of Revolutionary Aircraft with Novel Effecters, управление принципиально новым летательным аппаратом с помощью инновационных исполнительных устройств) на разработку, сборку и проведение испытаний самолета, полностью лишенного механизации крыла. Как пишет Defence Talk, на первом этапе тендера участники должны будут определить системы, которые можно будет использовать для управления полетом вместо традиционной механизации.
У современных самолетов управление полетом производится с помощью подвижных аэродинамических элементов, иначе называемых механизацией. Существует механизация крыла и хвостового оперения, приводимая в движение с помощью электрических, механических или гидравлических систем. С помощью механизации летчики могут управлять не только направлением полета самолета в пространстве, но также и формированием подъемной силы на крыле или скоростью летательного аппарата.
Проект CRANE предполагает полную замену традиционной механизации, с помощью которой производится управление полетом, на активные системы управления воздушным потоком (AFC). Новые системы на самолете должны будут использоваться на всем протяжении полета: от взлета и посадки до полета на большой высоте. Предполагается, что использование активных систем управления воздушным потоком позволит сделать перспективные самолеты легче и дешевле в обслуживании благодаря уменьшению числа подвижных элементов.
К участию в тендере CRANE американское агентство допустило компании Aurora Flight Sciences, Lockheed Martin и Georgia Tech Research Corporation. Эти компании должны будут определить технологии и технические решения, которые позволят влиять на пограничный слой на планере самолета, позволяя тем самым управлять его полетом. Сроки первого этапа тендера не уточняются.
В 2017 году британская компания BAE Systems провела первые летные испытания беспилотного летательного аппарата Magma, у которого за управление полетом отвечает система, отбирающая часть воздуха из реактивного двигателя и по каналам перенаправляющая его к соплам на крыле и в сопле движка. Выдувание воздуха из сопел производится на сверхзвуковой скорости; благодаря этому становится возможным управление полетом беспилотника.
Василий Сычёв
Китайские инженеры разработали электрического яка. Центральное телевидение КНР говорит, что это самый большой четвероногий бионический робот в мире. Он может бежать со скоростью до десяти километров в час и нести до 160 килограмм. Его потенциальные миссии включают транспортировку снаряжения и разведку в труднодоступных и опасных районах.