Лирохвост из сиднейского зоопарка научился подражать детскому плачу

Обыкновенный лирохвост из сиднейского зоопарка Таронга очень убедительно подражает громкому детскому плачу. Около года назад самец по имени Эхо позаимствовал этот звук у юных посетителей зоопарка и с тех пор довел имитацию почти до совершенства. Особенно хорошо ему удаются крики. Как отмечает The Guardian, помимо плачущих детей лирохвост умеет изображать электродрель и сигнал пожарной тревоги с объявлением об эвакуации.

Многие птицы искусно подражают различным звукам, например, песням других пернатых и человеческой речи. Впрочем, мало кто из них может сравниться с лирохвостами (Menura). Пытаясь привлечь самку, лирохвосты-самцы исполняют брачную песню, в которую включают голоса десятков видов птиц и некоторых млекопитающих, а также другие природные шумы.

Кроме того, в репертуаре великолепных лирохвостов (M. novaehollandiae) есть так называемая D-песня, напоминающая крики встревоженной стайки мелких воробьиных птиц. Самец прибегает к ней, если потенциальная партнерша остается равнодушной к его пению и танцу и собирается покинуть демонстрационную площадку. Услышав имитацию тревожных сигналов, самка остается на месте, позволяя самцу спариться с ней. Самец также исполняет D-песню во время спаривания: так он гарантирует, что партнерша не прервет совокупление и не убежит.

Некоторые лирохвосты не ограничиваются природными звуками и включают в брачную песню совершенные имитации рева бензопилы, щелчков затвора фотоаппарата и других шумов человеческого происхождения. Правда, вопреки популярным утверждениям, достоверные свидетельства такого поведения, включая все известные видеозаписи, относятся лишь к особям, живущим в неволе. Подражают ли антропогенным шумам дикие лирохвосты, до сих пор остается неизвестным. Если они и делают это, то очень редко, полагают специалисты (интересно, что некоторые врожденные сигналы лирохвостов имеют «механическое» звучание, так что их можно принять за имитацию шума техники).

Один из обыкновенных лирохвостов, научившихся имитировать звуки человеческого происхождения, живет в сиднейском зоопарке Таронга. Семилетний самец великолепного лирохвоста, который получил очень уместное имя Эхо, выбрал крайне необычный образец для подражания: плачущего ребенка. Около года назад птица начала копировать громкий детский плач, который почти наверняка услышала от нескольких юных посетителей зоопарка. Чем именно ее так привлек этот звук, неясно. В течение следующих месяцев зоопарк периодически закрывался из-за пандемии коронавируса — и Эхо потратил это время на то, чтобы отточить имитацию плача. Сейчас она стала почти совершенной. Особенно хорошо лирохвосту удаются детские крики.

Также Эхо научился имитировать шум электродрели и сигнал пожарной тревоги (включая объявление «Эвакуируйтесь немедленно!»). Впрочем, имитация плачущего ребенка остается самым неприятным звуком в репертуаре лирохвоста. По словам Лиэнн Голембиовски (Leanne Golebiowski), которая заведует в Таронге отделом птиц, склонность Эхо подражать плачу немного портит идиллическую атмосферу зоопарка.

Молодые певчие птицы усваивают навыки пения, подражая взрослым сородичам. Однако юные бородавчатые медососы (Anthochaera phrygi) испытывают серьезные трудности с поиском учителей. Дело в том, что по вине человека дикая популяция этого вида сократилась до 200-400 особей, живущих на обширной территории в Восточной Австралии. В результате из-за нехватки моделей для подражания медососы все чаще исполняют сильно укороченный вариант видоспецифичной песни или имитируют голоса других птиц. Самки неохотно спариваются с такими особями, что отрицательно сказывается на воспроизводстве вымирающего вида.

Пауки-миметиды заманили других пауков в ловушку строительными лесами из паутины