Лирохвосты напугали самок несуществующим хищником и склонили к спариванию

Самцы великолепных лирохвостов обманывают самок, чтобы склонить их к спариванию. Если потенциальная партнерша собирается покинуть демонстрационную площадку самца, тот исполняет особую D-песню, которая напоминает тревожные сигналы мелких птиц, заметивших хищника. Самка решает, что опасность неподалеку, и остается на месте, позволяя самцу спариться с ней. Аналогичную песню самец издает во время спаривания — так он гарантирует, что партнерша не прервет совокупление и не убежит. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, самцы некоторых других видов животных используют похожую тактику, однако у лирохвостов она достигает особой сложности.

Австралийские лирохвосты (Menura) — одни из самых известных имитаторов в дикой природе. Их самцы умеют копировать голоса десятков видов птиц и другие природные звуки. Отдельные особи даже включают в свои песни шумы человеческого происхождения, например, рев бензопилы или щелчки фотоаппарата (хотя такое поведение встречается редко и, возможно, только у птиц, живущих в неволе). Сложное попурри из песен других видов — первый вариант брачной демонстрации лирохвостов-самцов. Второй представляет собой танец на особой площадке, которая представляет собой построенную самцом круглую земляную насыпь в лесу. Этот танец сопровождается последовательностью из четырех стереотипных песен. Три из них, A, B и С-песни, характерны только для лирохвостов, а финальная, так называемая D-песня, напоминает шум смешанной стайки мелких воробьиных птиц, пытающейся отогнать хищника (специалисты называют такое поведение моббингом).

Команда орнитологов во главе с Анастейшей Диэлл (Anastasia H. Dalziell) из Корнеллского университета решила выяснить, в чем заключается функция D-песни. Исследователи предположили, что, в то время как попурри и танец привлекают внимание самки и демонстрируют физические качества самца, имитация птичьей стайки имеет иную функцию. Например, она может служить для обмана потенциальной партнерши: услышав фальшивые сигналы тревоги мелких птиц, самка предположит, что поблизости находится хищник, и останется на площадке самца, что повысит его шансы на спаривание.

Чтобы проверить данную идею, ученые записали и проанализировали D-песни одиннадцати самцов великолепных лирохвостов (M. novaehollandiae). Оказалось, что они обладают удивительным сходством с криками стайки мелких воробьиных птиц, которые совместно нападают на хищника. В D-песнях изученных особей доминировали тревожные сигналы золотобрюхих зарянковых мухоловок (Eopsaltria australis), рыжелобых шипоклювок (Acanthiza pusilla) и белобровых кустовок (Sericornis frontalis). Реже самцы включали в D-песню крики других воробьиных птиц, а некоторые из них также имитировали сигналы тревоги поссумов. Авторы отмечают, что самцы копировали лишь сигналы местных видов, с которыми самки были хорошо знакомы.

Быстро чередуя крики разных видов, лирохвосты создавали убедительную иллюзию стайки воробьиных, нападающих на врага. Более того, они даже повторяли сигналы тревоги со скоростью, характерной для имитируемых птиц, и копировали нескольких птиц, кричащих одновременно и с разных точек. Помимо голосов птиц, лирохвосты включали в D-песню имитацию шума их крыльев.

Удивительную точность имитации лирохвоста подтвердили полевые эксперименты. Когда ученые проигрывали в лесу запись D-песни, около динамика собиралось столько же птиц, как при воспроизведении реальных сигналов моббинга. При этом попурри песен, которое самцы издают в ходе первого варианта демонстраций, особого интереса у птиц не вызвало.

Изучив тысячи часов записей с видеоловушек, установленных на танцевальных площадках лирохвостов, Диэлл и ее коллеги выяснили, что D-песня исполняется всего в двух ситуациях: когда самка пытается покинуть территорию самца, не спарившись с ним, или непосредственно во время совокупления. Пока самка находится на площадке, самец исполняет брачный танец и песни типов A-C, однако стоит ей покинуть ее, как ухажер в течение нескольких секунд переключается на D-песню. Во время спаривания, которое у лирохвостов длится около сорока пяти секунд (необычно долго по меркам воробьиных птиц), самцы также начинают исполнять D-песню, едва взобравшись на самку. При этом лирохвосты никогда не имитируют тревожные крики других видов, если неподалеку действительно находится хищник.

Чтобы научиться точно имитировать шум птичьей стайки, лирохвосту приходится потратить много времени и сил. Высокая стоимость D-песни и контекст ее использования подразумевают, что она значительно повышает репродуктивный успех самца. Все это, по мнению авторов, подтверждает их первоначальную гипотезу: самец создает для самки «акустическую ловушку» и использует в своих целях ее способность распознавать тревожные сигналы других видов. Если самка пытается покинуть площадку, то, услышав D-песню, она замрет, и самец получит возможность спариться. В случае, если спаривание уже началось, имитация тревожных сигналов гарантирует, что партнерша останется на месте и не прервет копуляцию. Во время спаривания самец опускает крылья, накрывая ими голову самки — возможно, чтобы ей сложнее было распознать обман.

Интересно, что похожим образом обманывают самок самцы некоторых других видов. Например, самец антилопы топи (Damaliscus lunatus) издает фальшивый сигнал тревоги, если чувствует, что самка собирается покинуть его площадку для демонстраций. А самцы ночных бабочек Ostrinia furnacalis из семейства травяных огневок (Crambidae) имитируют эхолокационный сигнал летучей мыши: услышав его, самка замирает, так что самец может беспрепятственно с ней спариться. D-песня лирохвостов, впрочем, намного сложнее и совершеннее. Диэлл и ее соавторы полагают, что это свидетельствует о длительной эволюционной гонке вооружений между самцами и самками этого вида: первые все искуснее имитируют сигналы тревоги других видов, а вторые учатся отличать настоящие крики, сопровождающие моббинг, от фальшивых.

Самцы лирохвостов отлично поют и обладают пышными хвостами. Однако обычно воробьиным птицам приходится идти на компромисс между красивым голосом и впечатляющей внешностью. Проанализировав песни и окрас 259 пар близкородственных видов птиц, британские орнитологи выяснили, что чем монотоннее песни самца, тем больше окрас его оперения отличается от окраса самки.

Сергей Коленов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Попытки бесхвостых амфибий спариться с кем попало начались больше 200 миллионов лет назад

Вероятно, этой поведенческой чертой обладал общий предок бесхвостых амфибий