Орнитологи восстановили историю заселения зябликами Макаронезии и разделили их на пять видов

Орнитологи выяснили, как зяблики колонизировали острова Атлантического океана. Согласно результатам генетического анализа, около восьмисот тысяч лет назад зяблики из Европы проникли на Азорские острова, после чего начали движение на юг, заселив сначала Мадейру, а с нее — Канарские острова. Поскольку представители разных популяций отличаются друг от друга внешне и накопили целый ряд генетических отличий, авторы исследования предлагают разделить зябликов на пять отдельных видов: европейский, североафриканский, азорский, мадейрский и канарский. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Molecular Phylogenetics and Evolution.

Зяблик (Fringilla coelebs) — одна из самых многочисленных воробьиных птиц Европы. Он встречается на огромной территории от Северной Африки и Пиренейского полуострова до Сибири и часто селится рядом с человеком, например, в городских дворах и парках. А песню зяблика много раз слышали даже те, кто не увлекается орнитологией.

На большей части своего обширного ареала зяблики выглядят примерно одинаково. Однако птицы, которые живут на островах Атлантического океана (Канарских, Азорских и Мадейре; входят в состав региона Макаронезия), заметно отличаются от сородичей расцветкой и деталями строения. В частности, островные зяблики крупнее, крылья у них короче, ноги длиннее, а в окраске меньше красноватых тонов и больше голубовато-серых. Кроме того, песня у них проще, чем у зябликов из континентальной Европы. В настоящее время популяции зябликов с разных островов Макаронезии имеют статус шести подвидов, хотя некоторые специалисты полагают, что они заслуживают выделения в отдельные виды (зяблики из Северной Африки, который также отличаются от европейских окраской, тоже имеют статус двух подвидов).

Помимо обыкновенных зябликов (Fringilla coelebs), на Канарских островах живут два хорошо отличающихся от них вида из того же рода: голубой зяблик (Fringilla teydea) и гран-канарский зяблик (Fringilla polatzeki). В данное исследование этих птиц не включили, поскольку их предки заселили острова Атлантического океана независимо от обыкновенных зябликов и намного раньше, не позднее одного миллиона лет назад.

Чтобы разобраться в родственных связях зябликов, орнитологам необходимо знать, как именно эти птицы заселяли острова Атлантического океана. Однако ясности в этом вопросе до сих пор нет. Изначально предполагалось, что колонизация зябликами Азорских островов, Мадейры и Канарских островов шла независимо друг от друга — а источником популяций с разных островных групп были популяции из ближайших регионов Европы или Северной Африки. Согласно более современному исследованию, основанному на генетических данных, зяблики заселили Макаронезию в ходе единственной волны колонизации: сначала птицы из Европы добрались до Азорских островов, затем оттуда попали на Мадейру, а с нее расселились на Канарские острова. К сожалению, эта работа была основана на небольшой выборке, так что ее выводы остаются предварительными.

Внести ясность в данный вопрос решила команда орнитологов, которую возглавила Мария Рекуэрда (María Recuerda) из Национального музея естественных наук в Мадриде. Исследователи взяли образцы крови у диких зябликов из континентальной Испании (подвид coelebs), североафриканской Сеуты (подвид africana), а также с Терсейры (Азорские острова) (подвид moreletti), Мадейры (подвид maderensis) и пяти островов Канарского архипелага (подвиды canariensis, palmae, ombriosa и bakeri). В общей сложности в выборку вошла восемьдесят одна особь.

Анализ нейтральных однонуклеотидных полиморфизмов митохондриальной ДНК продемонстрировал, что зяблики с разных островов Атлантического океана приходятся более близкими родственниками друг другу, чем сородичам из Европы и Северной Африки. Это подтверждает идею, согласно которой зяблики заселили Макаронезию в ходе одной волны колонизации.

Обратившись к трем митохондриальным генам (atp8, atp6 и nad2), авторы установили, что эволюционная ветвь, включающая островные популяции, отделилась от ветви, в которую входят птицы из Европы и Северной Африки, 0,83 миллиона лет назад. Зяблики с Азорских островов отделились от остальных островных птиц 0,77 миллиона лет назад, а мадейрские и канарские разошлись примерно 0,7 миллиона лет назад (датировка с помощью однонуклеотидных полиморфизмов дает похожие цифры, однако согласно ей разделение мадейрской и канарской популяций произошло 0,39 миллиона лет назад). Подобная датировка подтверждает, что птицы из европейской популяции сначала колонизировали Азорские острова, а затем через Мадейру достигли Канарского архипелага.

В пользу подобного сценария также говорит постепенное снижение генетического разнообразия у островных зябликов: в азорской популяции его уровень такой же, как в европейской, и на порядок выше, чем в канарской и мадейрской. Вероятно, Азорские острова в свое время заселила достаточно большая группа птиц, что позволило избежать эффекта основателя — а популяции с других архипелагов происходят от небольшого числа особей (кроме того, на Азорских островах по сравнению с Мадейрой и Канарскими выше площадь влажных лесов, где предпочитают жить макаронезийские зяблики, что также могло способствовать сохранению их генетического разнообразия).

Разные архипелаги Макаронезии находятся на значительном расстоянии друг от друга, так что заселявшие их зяблики оказались в изоляции от сородичей из других популяций. В результате птицы с Азорских островов, Мадейры и Канарских островов накопили значительные генетические отличие друг от друга и от материковых родственников. Более того, зяблики с разных островов Канарского архипелага также сформировали четыре изолированные популяции, которые практически не обмениваются генами друг с другом. Поскольку разные популяции островных зябликов отличаются друг от друга в основном окраской и в намного меньшей степени морфологией, авторы полагают, что основными факторами, которые способствовали появлению этих отличий, были половой отбор и дрейф генов, а не адаптация к экологическим условиям.

Рекуэрда и ее соавторы полагают, что между разными эволюционными линиями зябликов накопилось достаточно генетических и фенотипических различий, чтобы разделить единый вид на пять отдельных. Согласно этой трактовке, все европейские зяблики относятся к виду F. coelebs (со множеством подвидов), а африканские — к виду F. spodiogenys (с тремя подвидами). На Азорских островах обитает вид F. moreletti, на Мадейре — F. maderensis и на Канарских островах — F. canariensis, состоящий из четырех отличающихся друг от друга подвидов. Если данную идею поддержат другие орнитологи, это будет иметь важные последствия для охраны островных видов зябликов, которые обладают ограниченными ареалами и низким генетическим разнообразием, так что особенно уязвимы к изменениям окружающей среды.

На островах Макаронезии обитает целый ряд эндемичных видов птиц, которые происходят от европейских или африканских предков. Например, острова Кабо-Верде населяет редкий разуанский жаворонок (Alauda razae). До недавнего времени весь его ареал ограничивался крошечным островком Разу — но недавно орнитологи создали резервную популяцию вида на более крупном острове Санта-Лузия.

Акулы спрятались от хищников внутри губок