В половине геномов жителей Турции нашли следы инбридинга

Генетики проанализировали 2589 полных экзом и 773 генома жителей Турции и обнаружили, что половина образцов содержала свидетельства инбридинга. Кроме того, турецкая популяция оказалась генетически родственной современным европейцам, однако около 21 процента обнаруженных в геномах вариаций ранее не были идентифицированы. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

По территории современной Турции с древних времен проходили миграционные потоки между Африкой, Азией и Европой. Происхождение современных турок представляет собой сложный исторический процесс. Одной из особенностей этногенеза этого народа стал синтез двух отличных друг от друга этнических компонентов: переселившихся в эпоху Средневековья тюркских кочевников-скотоводов (огузы и туркмены) и отдельных групп местного земледельческого населения. В ходе экспансии на Балканы и в Европу турки испытали некоторое влияние также и со стороны южнославянских народов, албанцев и румын.

Браки, заключенные между родственниками, считаются традиционными примерно у 20 процентов населения планеты. В странах Запада этот показатель крайне низок и составляет, например, в Австралии – 0,23 процента, в США – около 0,1–0,2 процента, в Великобритании – 0,2–0,4 процента. В то же время в странах Северной Африки, Западной Азии и Ближнего Востока родственные браки составляют в среднем от 20 до 50 процентов. По данным турецких ученых, в 1990-е годы частота таких союзов в целом по стране немного превышала 21 процент, но при этом в отдельных регионах – более 30 процентов.

Эдже Карс (Ece Kars) из Билькентского университета совместно с учеными из Турции, США, Южной Кореи, Франции и Великобритании исследовал генетическую структуру турецкого населения, для чего они проанализировали 2589 полных экзом и 773 геномов. Эти образцы были получены от 3864 человек, участвовавших в исследованиях бокового амиотрофического склероза, атаксии, нарушений фаз сна, эссенциального тремора, ожирения, болезни Паркинсона, синдрома поликистозных яичников, а также различных неврологических и иммунологических расстройств. География происхождения бабушек и дедушек по обеим линиям была сгруппирована в шесть регионов.

В результате исследования генетики обнаружили, что уровень кровнородственных браков в Турции крайне высок и составляет от 22 до 36 процентов, большинство из которых заключаются между двоюродными братьями и сестрами (66,3 процента). Анализ гаплогрупп Y-хромосомы и митохондриальной ДНК подтвердил генетические связи между турецкой и европейскими популяциями людей. Кроме того, ученые нашли специфические участки генома, характерные для населения Центральной Азии, которые составляют от 8,5 до 15,6 процента.

Генетики отметили, что геномы турецкого населения включают значительную часть вариаций, которые ранее не были отмечены в общедоступных базах данных. По их мнению, около 21 процента идентифицированных в этом исследовании вариаций оказались специфичными. Кроме того, около 38 процентов вредных мутаций также ранее не наблюдались. Порядка 50 процентов исследованных геномов содержали свидетельства инбридинга.

Генетическое родство турецкой популяции с современными европейцами, по мнению исследователей, стало следствием мобильности анатолийских и соседних групп Южного Кавказа и Северного Леванта в эпоху неолита. Геномы современных турок содержат примеси, происходящие с Ближнего Востока, из Средней Азии и Сибири.

Ранее на N + 1 рассказывали о других популяционных генетических исследованиях. Так, ученые раскрыли происхождение современных жителей Ближнего Востока через анализ 137 геномов. Кроме того, оказалось, что филиппинские негритосы обошли остальные народы по доле денисовских генов.

Ученые пощекотали крыс и нашли регулятор игривости в стволе мозга