Зоологи уличили гигантских черепах с сейшельского острова Фрегат в охоте на птиц. Исследователям удалось запечатлеть на видео, как самка черепахи преследует выпавшего из гнезда птенца крачки, который не успел научиться летать, убивает его укусом в голову и проглатывает целиком. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, это первое достоверное доказательство, что сухопутные черепахи способны охотиться.
Многие животные, которых люди привыкли считать строгими вегетарианцами, в действительности не прочь разнообразить свой рацион мясом. Например, белохвостые (Odocoileus virginianus) и северные (Rangifer tarandus) олени порой разоряют птичьи гнезда, а американских зайцев-беляков (Lepus americanus) ученые недавно застали за поеданием падали. Даже большие панды (Ailuropoda melanoleuca) помимо бамбука иногда едят мелких животных и падаль. По мнению специалистов, подобное поведение можно объяснить необходимостью дополнять растительный рацион белком, минеральными веществами и пищевыми волокнами.
Зоологи Анна Зора (Anna Zora) из Фонда острова Фрегат и Джастин Герлах (Justin Gerlach) из Кембриджского университета столкнулись с еще одним необычным примером того, как травоядные проявляют интерес к пище животного происхождения. 30 июля 2020 года исследователи проводили работы на острове Фрегат, который входит в состав Сейшельских островов. В центре их внимания была огромная колония малых кланяющихся крачек (Anous tenuirostris), которые гнездятся на деревьях в одном из лесов острова. На участке леса площадью 1,9 гектара расположено около десяти тысяч гнезд этих птиц.
Зора и Герлах заметили, что в этом же лесу, прямо под птичьими гнездами, держатся несколько гигантских черепах (Aldabrachelys gigantea). Одна из них, взрослая самка с длиной карапакса примерно 50 сантиметров, вела себя очень необычно: она целенаправленно, хотя и в обычном темпе, шла по стволу упавшего дерева в сторону сидевшего на нем птенца кланяющейся крачки. Молодая птица уже оперилась, но летать еще не умела; вероятно, она выпала из гнезда.
Оказавшись достаточно близко, черепаха несколько раз попыталась укусить юную крачку, но та постепенно отходила от нее. Кроме того, птенец размахивал крыльями и делал угрожающие выпады клювом. В конце концов рептилия оттеснила птицу к концу ствола, так что у той больше не было возможности отступать, не спускаясь с него. Это позволило черепахе нанести птенцу укус в голову, от которого тот погиб, а затем упал на землю. После этого рептилия сошла с бревна, подняла птицу и проглотила целиком. В общей сложности охота длилась семь минут, из которых 92 секунды заняла погоня по стволу дерева.
Зоре и Герлаху удалось запечатлеть охоту гигантской черепахи на видеокамеру. По их словам это первая запись, на которой зафиксировано подобное поведение. Исследователи, впрочем, отмечают, что некоторые сородичи черепахи, попавшей на видео, также проявляли интерес к птицам: поедали погибших птенцов малых кланяющихся и белых (Gygis alba) крачек, которые выпали из гнезд. Кроме того, они преследовали живых птенцов (правда, ученые не отметили больше ни одной охоты, которая закончилась бы поеданием добычи).
Авторы полагают, что черепаха, попавшая на видео, не в первый раз охотилась на птенцов. Судя по ее поведению, она хорошо знала, что выпавшие из гнезда юные крачки держатся на стволах и других возвышенностях и стараются во что бы то ни стало не спускаться на землю, так что их можно поймать, лишив возможности к отступлению. Поскольку некоторые другие черепахи демонстрировали похожую охотничью стратегию, такое поведение распространено по крайней мере среди части особей на острове Фрегат. Какая именно доля из трех тысяч местных черепах научилась убивать и поедать птиц, пока неясно.
Сухопутные черепахи (Testudinidae) порой поедают падаль, кости и раковины, чтобы восполнить недостаток минеральных веществ, а в неволе — еще и лягушек. Однако в дикой природе зоологи до сих пор никогда не наблюдали, чтобы эти рептилии охотились на каких-либо животных (существуют лишь неподтвержденные сообщения о галапагосских черепахах (видовой комплекс Chelonoidis niger), которые якобы давят панцирями птиц и потом едят, и о гигантских черепахах, которые поступают так с крабами). По мнению Зоры и Герлаха, в большинстве экосистем потенциальные жертвы черепах слишком быстрые и подвижные для этих рептилий или способны от них защититься. Еще не научившиеся летать птенцы кланяющихся и белых крачек с острова Фрегат — одно из немногих исключений. Эти птицы гнездятся на деревьях, а птенец, упавший из гнезда и оказавшийся на земле, беспомощен и обречен на гибель: его съедят крабы. Поэтому неудивительно, что у молодых крачек не выработалось никаких механизмов защиты от черепах. Интересно, что птенцы других крачек, бурых кланяющихся (Anous stolidus) и темных (Onychoprion fuscatus) (последние не гнездятся на Фрегате, но сосуществуют с черепахами на других островах), никогда не становятся жертвами этих рептилий. Дело в том, что эти крачки гнездятся на земле и поэтому активно защищают потомство — а молодые особи умеют убегать и прятаться от врагов.
Ранее мы рассказывали о том, как на австралийском острове Филлип местные сколопендры Cormocephalus coynei научились охотиться на птенцов чернокрылых тайфунников (Pterodroma nigripennis). Ежегодно прожорливые беспозвоночные съедают от двух до четырех тысяч птенцов. Впрочем, тайфунников слишком много, чтобы нападения сколопендр нанесли их популяции ущерб.
Сергей Коленов