NASA и компания Boeing отложили второй беспилотный испытательный полет к МКС нового космического корабля Starliner на неопределенный срок. Компании не удалось оперативно решить проблемы с клапанами в топливной системе корабля, сообщается на сайте компании.
В 2010 году Boeing приступил к разработке своего пилотируемого космического корабля CST-100 Starliner при финансовой поддержке программы NASA Commercial Crew Program. В 2019 году корабль совершил первый испытательный полет без экипажа, однако тогда не смог выйти на расчетную орбиту и добраться до МКС из-за ошибки в системе отсчета времени, которая привела к перерасходу топлива. В итоге Starliner после нескольких маневров вернулся на Землю.
После целого ряда доработок корабля Boeing объявил, что готов провести второй беспилотный полет OFT-2 (Boeing Orbital Flight Test-2), который назначили на 30 июля 2021 года. Однако вначале запуск отложили из-за проблем на МКС с модулем «Наука», а затем старт переносился еще несколько раз из-за проблем с клапанами в топливной системе корабля: 13 из 64 клапанов в сервисном модуле были закрыты, хотя должны быть открыты перед запуском. Двигательная установка корабля включает в себя 24 клапана подачи окислителя, 24 топливных клапана и 16 гелиевых клапанов. Все 13 неисправных клапанов — это клапаны окислителя, они установлены на двигателях, необходимых для выхода Starliner на орбиту и дальнейшего маневрирования.
Несмотря на то, что в итоге компании удалось открыть 9 из 13 клапанов, 13 августа 2021 года NASA и Boeing приняли решение отложить запуск Starliner к МКС на неопределенный срок. Корабль будет снят с ракеты-носителя Atlas V и перемещен в цеха компании во Флориде для работы с клапанами и общей проверки корабля. По предварительной версии, проблема состоит в повреждении тефлоновых уплотнений клапанов.
В настоящее время людей на МКС, помимо «Союзов», доставляет корабль Crew Dragon компании SpaceX. Скоро состоится его очередной полет, в котором все члены экипажа будут гражданскими людьми, никогда не проходившими подготовку в NASA.
Александр Войтюк
При этом ориентация посадочного модуля IM-2 нерасчетная
Луноход MAPP компании Lunar Outpost и экспериментальная система связи от компании Nokia, как и другие полезные нагрузки на борту посадочного модуля IM-2 «Афина» компании Intuitive Machines, получают электропитание и способны отправлять и принимать команды с Земли. При этом команда модуля уверена, что после посадки в окрестностях южного полюса Луны ориентация «Афины» не вертикальна — возможно, он накренился. Более точную информацию можно будет получить, когда модуль передаст на Землю снимки, а орбитальный аппарат LRO снимет его с окололунной орбиты. Местоположение модуля относительно предполагаемого эллипса посадки на Луне также неясно, однако инженеры считают, что им удалось прилуниться на горе Мутон. «Афина» подзаряжает аккумуляторы и поддерживает связь с Землей, однако пропускная способность антенны с высоким коэффициентом усиления ограничена.