NASA и компания Boeing отложили второй беспилотный испытательный полет к МКС нового космического корабля Starliner на неопределенный срок. Компании не удалось оперативно решить проблемы с клапанами в топливной системе корабля, сообщается на сайте компании.
В 2010 году Boeing приступил к разработке своего пилотируемого космического корабля CST-100 Starliner при финансовой поддержке программы NASA Commercial Crew Program. В 2019 году корабль совершил первый испытательный полет без экипажа, однако тогда не смог выйти на расчетную орбиту и добраться до МКС из-за ошибки в системе отсчета времени, которая привела к перерасходу топлива. В итоге Starliner после нескольких маневров вернулся на Землю.
После целого ряда доработок корабля Boeing объявил, что готов провести второй беспилотный полет OFT-2 (Boeing Orbital Flight Test-2), который назначили на 30 июля 2021 года. Однако вначале запуск отложили из-за проблем на МКС с модулем «Наука», а затем старт переносился еще несколько раз из-за проблем с клапанами в топливной системе корабля: 13 из 64 клапанов в сервисном модуле были закрыты, хотя должны быть открыты перед запуском. Двигательная установка корабля включает в себя 24 клапана подачи окислителя, 24 топливных клапана и 16 гелиевых клапанов. Все 13 неисправных клапанов — это клапаны окислителя, они установлены на двигателях, необходимых для выхода Starliner на орбиту и дальнейшего маневрирования.
Несмотря на то, что в итоге компании удалось открыть 9 из 13 клапанов, 13 августа 2021 года NASA и Boeing приняли решение отложить запуск Starliner к МКС на неопределенный срок. Корабль будет снят с ракеты-носителя Atlas V и перемещен в цеха компании во Флориде для работы с клапанами и общей проверки корабля. По предварительной версии, проблема состоит в повреждении тефлоновых уплотнений клапанов.
В настоящее время людей на МКС, помимо «Союзов», доставляет корабль Crew Dragon компании SpaceX. Скоро состоится его очередной полет, в котором все члены экипажа будут гражданскими людьми, никогда не проходившими подготовку в NASA.
Александр Войтюк
Два двигателя из 33 отключились раньше времени
25 августа на космодроме Starbase в Техасе компания SpaceX провела второй огневой тест двигателей Raptor 2 прототипа ускорителя Super Heavy B9. Все 33 двигателя успешно запустились, однако до конца испытания, время которого составило 6 секунд, проработал 31 двигатель. Во время теста двигатели развили суммарную тягу около 35 миллионов ньютонов, сообщает официальный аккаунт компании в X (Twitter). Во время первого статического огневого испытания прототипа ускорителя B9, которое состоялось 6 августа 2023 года, преждевременно отключились 4 двигателя из 33. Кроме того первый тест завершился раньше запланированного времени — двигатели проработали всего 2,74 секунды из 5 запланированных. После этого ускоритель был снят со стартового стола и перевезен обратно в сборочный цех, где на него сверху установили переходный отсек с теплозащитным экраном. Отсек предназначен для защиты первой ступени от воздействия раскаленных газов двигателей корабля Starship во время расстыковки по «горячей» схеме, которую SpaceX планирует применить во время предстоящего второго орбитального теста ракеты. Точная дата запуска на данный момент неизвестна.