NASA решило отложить второй беспилотный испытательный полет к МКС нового космического корабля Starliner компании Boeing, который был намечен на 30 июля — это должен быть первый полет корабля после неудачи в 2019 году. Отсрочка связана с самопроизвольным включением двигателей только что пристыкованного к МКС модуля «Наука», сообщает NASA.
Разработкой своего пилотируемого космического корабля Boeing занялся в 2010 году при финансовой поддержке программы NASA Commercial Crew Program, которая аналогичным образом поддержала работы над кораблем Crew Dragon компании SpaceX. Однако первый испытательный полет CST-100 Starliner совершил только в декабре 2019 года. Результаты полета оказались тогда не впечатляющими — корабль не смог выйти на расчетную орбиту из-за ошибки в системе отсчета времени, что привело к перерасходу топлива. В итоге корабль не достиг МКС, а после нескольких маневров вернулся на Землю.
Послеполетный анализ выявил ряд проблем с кораблем, которые Boeing в дальнейшем устранил, доработав все системы Starliner. Дата второго беспилотного испытательного полета по программе OFT-2 (Boeing Orbital Flight Test-2) несколько раз переносилась и в итоге была намечена на 30 июля 2021 года.
Однако ситуация с неожиданным включением двигателей российского модуля «Наука» через несколько часов после стыковки с МКС вынудила NASA и Boeing пересмотреть срок запуска, снять ракету-носитель Atlas 5 вместе с кораблем со стартового стола — для того, чтобы убедиться, что станция готова принять корабль. Новая дата старта пока не объявлена, возможно он состоится 3 августа.
В ходе второго полета Starliner отправится к МКС вместе с 270 килограммами припасов для МКС и оборудования. Общая продолжительность полета составит 5-10 дней, за это время корабль успеет достичь станции, состыковаться с ней, после чего вернется на Землю. Ожидается, что успех полета докажет, что корабль готов к приему астронавтов, в этом случае первый пилотируемый полет Starliner совершит до конца этого года.
Ранее мы рассказывали, как NASA объявило, что выбрало SpaceX для доставки грузов на окололунную орбитальную станцию Gateway, а также о будущем полете Crew Dragon, в котором все члены экипажа будут гражданскими людьми, никогда не проходившими подготовку в NASA.
Александр Войтюк
На создание Aditya-L1 ушло 15 лет
Состоялся пуск ракеты-носителя PSLV-XL с первой индийской солнечной автоматической станцией Aditya-L1. Аппарат будет работать на орбите вокруг первой точки Лагранжа в системе Солнце—Земля, исследуя механизмы активности и динамику внешних слоев нашего светила. Трансляция пуска велась на Youtube. Разработка Aditya-L1 заняла 15 лет. В задачи станции входят исследование динамики фотосферы, хромосферы и короны Солнца, наблюдения за корональными петлями и выбросами массы, вспышками, магнитными полями в короне Солнца и солнечным ветром. Это позволит узнать больше о механизмах активности звезды и разобраться в проблеме аномального нагрева короны, а также лучше предсказывать космическую погоду. Аппарат оснащен семью научными приборами: коронографом VELC, ультрафиолетовым телескопом SUIT, спектрометрами мягкого и жесткого рентгеновского излучения SoLEXS и HEL1OS, анализаторами частиц солнечного ветра ASPEX и PAPA, а также магнитометром. Второго сентября 2023 года в 09:20 по московскому времени ракеты-носитель среднего класса PSLV-XL стартовала со станцией из Космического центра имени Сатиша Дхавана для вывода ее на первичную околоземную орбиту. Затем аппарат начнет перелет к рабочей гало-орбите вокруг первой точки Лагранжа в системе Солнце—Земля, расположенной на расстоянии около полутора миллионов километров от Земли. Перелет продлится примерно сто дней. Расчетное время работы станции в космосе составляет около 5,2 года. Ранее мы рассказывали о том, как зонд Solar Orbiter получил самое детальное полное изображение Солнца.