Древние журавлеобразные оказались примитивными страусами

Палеонтологи исследовали ископаемые остатки азиатских птиц из вымерших семейств Ergilornithidae и Eogruidae, в том числе ранее не описанные окаменелости, и пришли к выводу, что эти птицы на самом деле были примитивными представителями отряда страусообразных, а не журавлеобразных, как считалось ранее. Полученные результаты говорят о том, что собственно страусы, современные представители которых обитают в Африке, родом из Азии. Исследование опубликовано в журнале Ornithology.

Отряд страусообразных (Struthioniformes) на сегодняшний день представлен только двумя видами: африканским страусом (Struthio camelus) и сомалийским страусом (Struthio molybdophanes), которого недавно выделили в отдельный вид на основе анализа митохондриальной ДНК. Страусы относятся к древненебным птицам, или палеогнатам (Palaeognathae), в состав которых также входят нанду, эму, казуары, киви и тинаму. В палеонтологической летописи род Struthio появляется в миоцене Африки. Более ранняя эволюционная история страусообразных до сих пор была не вполне ясна.

Страусы отличаются от всех других современных птиц наличием только двух пальцев на ногах. Однако из эоценовых и миоценовых отложений Азии (возраст которых от 35 до 10 миллионов лет) известны птицы с двупалыми ногами — Ergilornithidae. Этих птиц вместе с их близкими родственниками Eogruidae традиционно относят к журавлеобразным (Gruiformes). Некоторые ученые высказывали мнение, что эти две группы могут быть родственниками страусов, однако такая точка зрения не получила широкого признания, а сходство со страусами объяснили конвергенцией.

Недавнее исследование показало, что древненебные Palaeotididae из эоцена Европы схожи по строению с Geranoididae из эоцена Северной Америки, которых роднили с Eogruidae и также относили к журавлеобразным. Эти данные поставили под сомнение родство Eogruidae с журавлями.

Геральд Майр (Gerald Mayr) из Исследовательского института и Музея естественной истории имени Зенкенберга и Никита Зеленков (Nikita Zelenkov) из Палеонтологического института имени Борисяка РАН изучили ископаемые остатки Ergilornithidae и Eogruidae, включая не описанные ранее образцы, в том числе первый известный череп этих птиц. Сравнив исследованные окаменелости с костями Palaeotididae и страусов, палеонтологи пришли к выводу, что Ergilornithidae и Eogruidae на самом деле относятся к страусообразным и занимают базальное положение по отношению к собственно страусам (Struthionidae).

Результаты работы говорят о том, что линия, ведущая к современным страусам, происходит из Азии. Авторы предполагают, что появление этой линии могло быть связано с распространением засушливых местообитаний в Центральной Азии примерно 25,6–24 миллиона лет назад.

В раннем миоцене страусы мигрировали из Азии в Африку, а в среднем — вновь заселили Азию. В конце миоцена страусы пришли в Европу, где появились птицы современного типа, которые затем мигрировали обратно в Африку. О путях миграции палеонтологам рассказали ископаемые остатки скорлупы яиц древних страусов.

В Пермском крае нашли остатки древнейших в мире вероятных насекомых-опылителей