Мамонт с Аляски оказался любителем дальних путешествий

Анализ стабильных изотопов стронция в бивне шерстистого мамонта, жившего на Аляске около 17100 лет назад, показал четыре изменения ареала животного в течение жизни. Исследователи установили, что по мере взросления особь начала совершать регулярные миграции с севера на юг, в том числе на большие расстояния. Кроме того, ученые выяснили, что мамонт умер в возрасте 28 лет от голода, когда ограничил свой ареал областью к северу от хребта Брукса. Статья опубликована в журнале Science.

Шерстистые мамонты (Mammuthus primigenius) сформировались как вид около 800–750 тысяч лет назад в Сибири, откуда распространились по Евразии и Северной Америке. В наиболее холодные периоды представители этого вида достигали Центральной Европы, Китая и юга современных США. Подобно современным слонам шерстистые мамонты, вероятно, жили семейными группами, которые возглавляли самки, что подтверждается ископаемыми находками и наскальными рисунками древних людей. Подробнее узнать о жизни этих животных можно в нашем блоге «О мамонтовой фауне».

Большинство популяций шерстистых мамонтов исчезло в позднем плейстоцене и раннем голоцене. Исследователи расходятся во мнениях относительно главной причины этого процесса, указывая на изменения климата, приведшие к сокращению естественного ареала, а также на охоту. Последние материковые мамонты, по всей видимости, жили на северном побережье Чукотки около 9,5 тысячи лет назад. Радиоуглеродное датирование показало, что на острове Врангеля эти животные вымерли около 3700 лет назад, вероятно, из-за инбридинга и исчезновения источников пресной воды.

Мэтью Вуллер (Matthew Woller) из Университета Аляски совместно с учеными из Австрии, Канады, Китая и США изучил миграцию арктического шерстистого мамонта, умершего в возрасте 28 лет за полярным кругом около 17100 лет назад, то есть во время последнего ледникового периода. Исследователи провели последовательный анализ стабильных изотопов стронция, накопленных в бивне длиной 1,7 метра. Ученые отметили, что хорошо сохранившиеся останки этого мамонта включают оба бивня общей длиной около 2,4 метра, фрагменты черепа и полную нижнюю челюсть с хорошо сохранившимися зубами. Ранее проведенный генетический анализ подтвердил, что эта особь оказалась мужского пола.

Изотопный анализ показал, что у мамонта было четыре основных этапа в жизни: раннее детство, молодость, зрелость и предсмертный (около полутора последних лет). Ученые пришли к выводу, что в детстве мамонт занимал ареал в нижнем бассейне реки Юкон во внутренних районах Аляски, а в молодости (от 2 до 16 лет) его расширил, охватив некоторые низменности между Аляскинским хребтом и хребтом Брукса. Животное совершало регулярные перемещения с севера на юг в пределах этой области, в том числе на большие расстояния, достигая иногда восточной оконечности хребта Брукса и северной части полуострова Сьюард.

По мере взросления ареал мамонта продолжал расширяться. Примерно на 16 году жизни он заметно его изменил, что, вероятно, связано с репродуктивной зрелостью. Изменения сопровождались дальними путешествиями между внутренней Аляской и северным склоном хребта Брукса из-за сезонных изменений в ресурсах. Исследователи заметили, что некоторые из районов, наиболее часто посещаемых этим мамонтом, находятся рядом с местами, где нашли много останков этого вида, а также неподалеку от самых ранних территорий проживания людей на Аляске.

Изотопные данные по последним полутора годам жизни мамонта показывают, что он ограничил свой ареал областью к северу от хребта Брукса, где, скорее всего, умер от голода. На эту причину смерти указывают повышенные значения изотопов азота и пониженные — изотопов углерода. По всей видимости, мамонт умер зимой или весной, на что указывает снижение значений изотопов кислорода непосредственно перед смертью.

Ранее на N + 1 рассказывали, что биологам удалось реконструировать древнюю ДНК трех мамонтов из сибирской вечной мерзлоты, причем возраст двух экземпляров превышает миллион лет. Кроме того, в окрестностях Мехико в озере ученые обнаружили останки 60 мамонтов, живших около 15 тысяч лет назад.

Древний причал Фанагории построили из импортного камня