В 1865 году Льюис Кэрролл опубликовал проиллюстрированную Джоном Тенниелом книгу «Алиса в Стране чудес», одним из героев которой является антропоморфный дронт, — и с тех пор художники стали изображать этих птиц намного более разнообразными, чем раньше. К такому выводу пришли специалисты, проанализировав 179 изображений дронтов, созданных с 1601 по 2014 годы. Как отмечается в статье для журнала Historical Biology, до Кэрролла этих птиц в основном рисовали в научных целях, а после они прочно вошли в массовую культуру, включая логотипы, комиксы и мультфильмы. Правда, даже сегодня большинство художников отталкиваются от нереалистичных картин и рисунков начала XVII века, а потому изображают дронтов толстыми, неуклюжими и зачастую карикатурными.
Маврикийские дронты (Raphus cucullatus), исчезнувшие в конце XVII века по вине людей и завезенных ими инвазивных видов, — одни из самых известных вымерших птиц. Тем не менее специалисты не так много знают о том, как жили и даже как выглядели эти нелетающие голуби. Дело в том, что остатки дронтов редки (так, полный атлас их костей опубликовали лишь в 2016 году), а большая часть их прижизненных изображений, сделанных с натуры в течение XVII века, не заслуживают доверия, поскольку с высокой вероятностью на них запечатлены либо чучела, либо особи, набравшие в неволе избыточный вес или распушившие перья в ходе брачной демонстрации. Сегодня предполагается, что дронты были намного более стройными, чем на старых картинах и рисунках, а их клювы не были такими выпуклыми на конце.
Впрочем, в массовой культуре закрепился именно образ толстого и неуклюжего дронта с массивным кончиком клюва. Основной источник этого стереотипа — картина нидерландского художника Руланта Саверея (Roelant Savery) «Дронт Эдвардса», написанная в 1626 году. Спустя 200 с лишним лет ее взял за основу Джон Тенниел (John Tenniel), когда рисовал антропоморфного дронта для сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Вероятно, именно с выходом этой знаменитой книги в 1865 году связано возросшее внимание общества к дронтам. Интерес самого Кэрролла к этим птицам объясняется тем, что начиная с 1847 года в Оксфорде, где он преподавал, началось активное изучение хранящихся здесь головы и лапы дронта. Оксфордские зоологи даже провели публичную встречу, целиком посвященную дронтам, а в 1867 году открыли соответствующую музейную экспозицию.
Команда биологов во главе с Александрой ван дер Геер (Alexandra A.E. van der Geer) из музея Натуралис в Лейдене решила выяснить, как популярные изображения дронтов менялись с течением времени и насколько они близки к сохранившимся остаткам этих птиц, например, оксфордскому экземпляру. Для этого исследователи воспользовались методикой двухмерной морфометрии. Они выделили на голове дронта, запечатленной в профиль, тринадцать точек и оценили их взаимное расположение на 179 изображениях этих птиц, созданных с 1601 по 2014 годы. В анализ включили как научные иллюстрации, так и стилизованные изображения из мультфильмов, комиксов, с логотипов и так далее.
Анализ показал, что до 1865 года головы дронтов на рисунках и картинах были довольно похожими друг на друга, вероятно, потому что целью их авторов было по мере возможности отразить анатомические особенности птиц. Однако после выхода «Алисы в Стране чудес» начали появляться намеренно нереалистичные и карикатурные изображения дронтов, благодаря чему изменчивость их черт заметно выросла. Этот процесс продолжается и сегодня, в частности, за счет мультфильмов. Например, клюв данного вида стали все чаще рисовать очень выпуклым, с загнутым к основанию головы острым кончиком. Кроме того, лица дронтов постепенно становились более голыми. При этом если рассматривать отдельно изображения дронтов, сделанные в научных целях, то они поменялись мало.
Авторы, впрочем, отмечают, что даже после 1865 года большинство художников, как реалистов, так и нереалистов, в целом продолжали отталкиваться от картины Саверея, даже несмотря на то, что она не слишком точна с анатомической точки зрения. Более реалистичными специалисты считают зарисовки Йориса Йостенса Ларле (Joris Joostenszoon Laerle), сделанные на Маврикии с живых или недавно убитых особей в 1601 году, а также миниатюру индийского художника Мансура 1628 года. Об их существовании, впрочем, стало известно относительно недавно.
На логотипах дронты начали массово появляться только в середине XX века, причем здесь их также чаще всего рисуют карикатурными, с выпуклыми кончиками клювов (судя по всему, именно эту особенность неспециалисты считают главной отличительной чертой дронта). Первыми логотипы с дронтами стали использовать, вероятно, в геральдике и филателии Маврикия, а затем они распространились среди зоопарков, природоохранных организаций, а также рок-групп и даже заведений общественного питания.
Ван дер Геер и ее коллеги считают, что быстрый рост числа карикатурных изображений дронта за последние 150 лет связан с двумя причинами. Во-первых, в «Алисе в Стране чудес» эта птица появляется среди множества других абсурдных персонажей, что заставляет воспринимать ее несерьезно; во-вторых, натуралисты XVIII и XIX веков ошибочно описывали дронтов как глупых и ленивых созданий — неудачное творение природы, у которого не было шансов выжить. Эти установки заставляют художников и сегодня считать дронтов комичными и соответственным образом искажать их черты. Между тем, сегодня ученым известно, что дронты выживали на Маврикии на протяжении миллионов лет и были не глупее других голубей. Возможно, распространение свежих научных данных об этих необычных птицах позволит исправить их образ в массовой культуре.
В материале «Нарисуй мне динозавра» мы рассказывали о том, как за два века исследований изменился облик некоторых знаменитых нептичьих динозавров: игуанодона, тираннозавра, спинозавра и других.
Сергей Коленов
Сначала примат преследовал зверька на земле, а потом выкинул из домика на высокой опоре
Суматранский орангутан (Pongo abelii) из зоопарка австралийского города Перт выбросил лисьего кузу (Trichosurus vulpecula) из своего вольера. Видеозаписью необычного происшествия поделился пользователь реддита под ником j___---h. На коротком ролике виден орангутан, который сидит в домике на высокой опоре. Он выкидывает из него кузу, после чего выбирается наружу сам и смотрит в сторону соседнего вольера, где живут два других орангутана и где, предположительно, приземлилось сумчатое. Судя по всему, кузу не удалось пережить падение (либо орангутан убил его до того, как выбросил из домика). https://www.youtube.com/shorts/wnvodxgv2pw?feature=share В комментариях к видео j___---h сообщил, что сначала орангутан преследовал пробравшегося в его вольер кузу на земле, после чего загнал на опору домика и начал тыкать палкой. В конце концов оба животных оказались в домике, откуда примат и выбросил зверька. По словам сотрудников Пертского зоопарка, дикие лисьи кузу часто пробираются на его территорию, привлеченные пищей для содержащихся здесь животных. Присутствие этих сумчатых в зоопарке считается нежелательными, поэтому с ними здесь борются.