Британская компания Electric Aviation Group решила, что ее перспективный экологичный региональный самолет будет водородным. По изначальному проекту он должен был стать гибридным. Как пишет Flightglobal, изменения в архитектуре самолета повлияли на график его разработки. Начало эксплуатации 90-местного лайнера запланировано на 2030 год.
Двигательная система у водородных самолетов сложнее, чем у полностью электрических. Их приводят в движение электромоторы, которые питаются от топливного элемента, на ходу соединяя водород с кислородом. Во время этого выделяется только вода, поэтому они считаются экологически нейтральными. Проблема в том, что для полетов на большую дальность водородным самолетам нужно много жидкого топлива. Если устанавливать контейнеры с ним внутри фюзеляжа, это сокращает число посадочных мест. А если бак с жидким водородом разместить на внешней подвеске, это приводит к увеличению максимальной взлетной массы и лобового сопротивления самолета.
Electric Aviation Group в прошлом году представила проект гибридного 70-местного самолета. Это высокоплан с удлиненным крылом и двумя килями, расположенными на законцовках горизонтального хвостового оперения. Самолет должен был получить четыре электромотора, два из которых — с воздушными винтами увеличенного диаметра. При этом его конструкция предполагала возможность конвертации в полностью электрический вариант — на случай, если в будущем изобретут аккумуляторы с большей удельной емкостью.
Изучив альтернативные решения для двигательной системы перспективного самолета, Electric Aviation Group сделала выбор в пользу силовой установки на водородном топливном элементе. Теперь она собирается создать водородный лайнер H2ERA, рассчитанный на 90-100 пассажиров. Самолет будет летать с крейсерской скоростью 666 километров в час, а его минимальная дальность составит 2,2 тысячи километров.
Окончательное решение насчет конфигурации H2ERA компания не приняла. Она все еще исследует, сколько у самолета должно быть силовых установок и где их лучше расположить. Тем не менее основатель Electric Aviation Group Камран Икбал говорит, что внешне лайнер вряд ли сильно изменится. Какая мощность потребуется перспективному водородному самолету, компания не раскрывает. Сопоставимый по размерам Dash 8-400 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями PW150A. Мощность каждого из них — 3620 киловатт.
Изменения в архитектуре самолета привели к сдвигам в графике его разработки. Теперь начало его эксплуатации запланировано на 2030, а не на 2028 год. Демонстратор технологии должен впервые взлететь в 2026 году.
Разработкой водородных пассажирских самолетов сегодня занимаются несколько компаний. Например, немецкие H2Fly и Deutsche Aircraft планируют создать 40-местный водородный лайнер, а британско-американская ZeroAvia — 50-местный.
Василиса Чернявцева
Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год
Компания Doroni Aerospace показала новое видео полета разрабатываемого ею полностью электрического двухместного персонального летательного аппарата H1. Полет внутри ангара на небольшой высоте от пола впервые происходил под управлением находящего на борту пилота, сообщает издание New Atlas. Большинство из существующих сегодня проектов полностью электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой предназначены для использоваться в сервисах аэротакси. Однако, есть среди них и проекты летательных аппаратов для личного использования. От аэротакси они обычно отличаются более компактными размерами и меньшей пассажировместимостью. В качестве примера можно привести двухместный электролет Air One от израильского стартапа Air. Он предназначен для полетов на расстояние до 177 километров с максимальной скоростью до 250 километров в час. Другой летательный аппарат под названием Axe от компании SkyFly также предназначен для перевозки двух человек включая пилота. Проект электролета Doroni H1, уже несколько лет разрабатываемый стартапом Doroni Aerospace, также относится к типу летательных аппаратов, предназначенных для персонального использования. Он выполнен в виде квадрокоптера с четырьмя парами четырехлопастных соосных винтов, которые должны будут находиться внутри защитных кожухов, плавно переходящих в переднее и заднее крыло. Оба крыла имеют сравнимые размеры и устанавливаются под достаточно большим углом. Это позволяет использовать их подъемную силу в горизонтальном полете, во время которого H1, как и любой квадрокоптер, наклоняется вперед. Для создания дополнительной тяги в горизонтальном полете в задней части H1 будут устанавливаться два толкающих винта меньшего диаметра. Кабина персонального летательного аппарата имеет каплевидную форму и предназначена для двух человек, включая пилота. Предполагается, что Doroni H1 сможет пролетать на одном заряде аккумулятора до 100 километров со средней скоростью 160 километров в час. Максимальная же скорость составит 225 километров в час. Вес пустого электролета составляет 750 килограмм. Он может перевозить до 227 килограммов. Впервые H1 оторвался от земли и выполнил полет на высоте несколько метров в режиме висения без людей на борту в феврале 2023 года. С тех пор Doroni Aerospace осуществила уже несколько десятков тестовых полетов. В новом видео компания продемонстрировала полет H1, который впервые происходил под управлением находящегося на его борту пилота. Полет происходил в режиме висения на небольшой высоте внутри ангара компании, а за ручкой управления находился основатель и генеральный директор компании Дорон Мердингер (Doron Merdinger). Видно, что на текущей стадии разработки летательный аппарат не имеет крыльев и защитных обтекателей вокруг воздушных винтов. Из элементов корпуса на раме установлена только каплевидная кабина без дверей и остекления, в которой находится пилот. При этом на месте пассажира судя по всему расположилась аккумуляторная батарея. В 2024 году согласно текущим планам в Doroni Aerospace надеются сертифицировать H1 как легкий спортивный летательный аппарат. Поставки заказчикам запланированы на 2025 год. Для управления электролетом его будущему владельцу потребуется около 20 часов тренировок. https://www.youtube.com/watch?v=WfaEOrBwpHs Ранее мы рассказывали о другом проекте летательного аппарата с возможностью вертикального взлета и посадки под названием A5, разрабатываемого компанией ASKA. В отличие от проекта Doroni он представляет собой полноценный летающий автомобиль. У него есть автомобильные колеса, на которых он может передвигаться по дорогам общего пользования и раскладывающиеся для полета крылья, на которых расположены шесть электромоторов с винтами.