Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого запатентовала модульный беспилотник, который сможет отслеживать радиоактивное и химическое загрязнение, а также участвовать в поисково-спасательных операциях. Как сообщает ТАСС, летательный аппарат сможет садиться как на твердую поверхность, так и на воду.
Беспилотники участвуют в спасательных операциях и помогают отслеживать радиацию уже по меньшей мере десять лет. Например, в 2011 году американские RQ-4 Global Hawk проводили оценку распространения и искали пострадавших от аварии на японской атомной электростанции в Фукусиме.
Годом позже японская префектура начала сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Вместе они разработали и протестировали беспилотники для радиационного контроля. Эти аппараты оснащены детекторами для регистрации излучения, камерами и GPS. Они передают данные о радиационном загрязнении с геопозицией операторам на наземной станции в режиме реального времени.
Военная академия ракетных войск запатентовала модульный беспилотник, который тоже сможет отслеживать радиоактивное и химическое загрязнение и искать потерпевших аварию и пропавших людей. Летательный аппарат с жестким несущим каркасом и двумя противоположно вращающимися двигателями. Герметичные модули, скрепленные с несущей рамой и друг с другом, создают аэродинамический профиль с защитной сеткой сверху и снизу. Благодаря этому беспилотник можно будет применять в лесах, городе и помещениях, где есть вероятность столкнуться с живыми существами или предметами.
Грузоподъемность аппарата — 0,6 килограмм. Предполагается, что на него будут устанавливать блоки многоцелевого назначения, которые позволят ему собирать информацию об окружающей среде и степени ее загрязнения и определять точные координаты выброса загрязняющих веществ. Аппарат будет работать днем и ночью, в благоприятных и ограниченных метеоусловиях. Он сможет садиться как на твердую поверхность, так и на воду.
Во время спасательных операциях беспилотники могут заниматься не только мониторингом окружающей среды. Ранее мы писали про Hermes 900 израильской компании Elbit Systems, который умеет сбрасывать надувные плоты.
Василиса Чернявцева
Его скорость по вертикальным поверхностям достигает шести сантиметров в секунду
Инженеры разработали прототип гибридного орнитоптера, который может садиться и ездить по вертикальным поверхностям. Помимо четырех машущих крыльев он имеет два воздушных винта и гусеничный привод с клейкими лентами, который используется для движения по стенам. Статья с описанием разработки опубликована в журнале Research. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Свобода передвижения, доступная летающим насекомым, давно вдохновляет инженеров, разрабатывающих беспилотники. К примеру способность мух быстро переходить от маневренного полета к передвижению по вертикальной поверхности пытались реализовать создатели дрона SCAMP. Они оснастили квадрокоптер двумя ножками с металлическими коготками, с помощью которых дрон может передвигаться по стенам, цепляясь за мелкие неровности. В случае срыва, дрон быстро включает роторы, чтобы предотвратить крушение. Существуют и другие прототипы мультироторных дронов, со способностью садиться на стены, однако орнитоптеры (даже с ногами) до сих пор на стену садиться не умели. Инженеры под руководством Цзи Айхуна (Aihong Ji) из Нанкинского университета аэронавтики и космонавтики разработали гибридный орнитоптер с небольшими вспомогательными воздушными винтами. Он может садиться на вертикальные поверхности, взлетать с них, а также передвигаться по ним, используя небольшой гусеничный привод с клейким покрытием и прижимную силу пропеллеров. Основную подъемную силу орнитоптера массой 135 грамм создают четыре машущих крыла, расположенные по X-образной схеме. Левая и правая пары крыльев приводятся в движение индивидуальными электромоторами. Изменяя независимо частоту их взмахов можно управлять беспилотником по оси крена. При полете на обычной скорости частота взмахов составляет 15 Герц, а максимально допустимая — 20 Герц. На носу и в хвосте орнитоптера расположены воздушные винты небольшого диаметра. В полете они генерируют дополнительную тягу, а также служат для управления по оси тангажа, отклоняя беспилотник вперед или назад. Ротор, установленный в хвосте, дополнительно имеет механизм управления вектором тяги — он может отклоняться с помощью сервопривода влево или вправо. Благодаря этому происходит управление орнитоптером по оси рыскания. В передней части аппарата установлен гусеничный привод, который используются для движения по вертикальным плоскостям. Ленты привода покрыты полидиметилсилоксаном, адгезивные свойства которого позволяют орнитоптеру удерживать сцепление с вертикальной поверхностью. При посадке на вертикальную поверхность орнитоптер сначала касается ее лентами привода, после чего изменяет уровни тяги хвостового и переднего роторов и переворачивается, прижав хвост к стене. Далее тяга роторов используется для создания прижимной силы. Так повышается сцепление и исключается возможное опрокидывание при движении. Взлет происходит в обратном порядке. Полный непрерывный переход воздух—стена—воздух происходит за 6,1 секунды. Прижимаясь к поверхности, гибрид может перемещаться по ней с помощью гусениц со скоростью до шести сантиметров в секунду. В экспериментах орнитоптер смог успешно сесть и прокатиться по стеклу, деревянной двери, мрамору, древесной коре, эластичной ткани и окрашенному листу металла. В воздухе на одной зарядке прототип может находиться около четырех минут и пролетать за это время около одного километра с максимальной скоростью 6,8 метров в секунду. https://www.youtube.com/watch?v=5st-wNxukTg В будущем разработчики планируют повысить сцепление гусеничного узла за счет добавки микрошипов в материал гусеничных лент. Также орнитоптеру добавят автономности — для этого его осностят сенсорами для самостоятельной навигации. Ранее другая команда инженеров, вдохновившись устройством крыльев жука-носорога, создала механическое крыло, которое может на короткое время складываться при ударе о препятствие, а затем вновь распрямляться за счет подвижного узла в верхней кромке. Миниатюрный орнитоптер с такими крыльями может продолжать стабильный полет, даже если его крылья ударяются об окружающие предметы.