Мумии львят из многолетней мерзлоты указали на светлый окрас якутских пещерных львов

Международная команда ученых подробно описала мумии двух пещерных львят из многолетней мерзлоты Якутии, найденных в 2017 и 2018 годах. Исследователи установили, что животные погибли в возрасте одного-двух месяцев — вероятно, из-за оползня. Также авторы работы предположили, что светлый окрас шерсти якутских пещерных львов служил приспособлением к жизни на заснеженных равнинах. Результаты работы опубликованы в журнале Quaternary.

Пещерные львы обитали в плейстоцене на территории Евразии, Аляски и северо-запада Канады. Одни ученые считают их отдельным видом больших кошек (Panthera spelaea), другие — подвидом современного льва (P. leo spelaea).

Из многолетней мерзлоты Якутии в районе бассейна Индигирки известны четыре мумии детенышей пещерного льва, среди которых самец Борис и самка Спарта, найденные в 2017 и 2018 году соответственно. Радиоуглеродное датирование показало, что возраст мумии Бориса составляет около 43 тысяч лет, а Спарты — около 28 тысяч лет. Хорошая сохранность шерсти львят позволила специалистам провести сравнительный анализ волос пещерных и современных львов.

Ученые из Великобритании, России, Франции, Швеции и Японии под руководством Геннадия Боескорова (Gennady G. Boeskorov) из Института геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения РАН продолжили изучение мумий львят Бориса и Спарты. Специалисты при помощи молекулярных методов подтвердили, что Борис был самцом, а Спарта — самкой.

Ранее исследователи считали, что Борис погиб в возрасте двух-трех недель, а Спарта — в возрасте одной-двух недель. Однако на основе развития зубов Геннадий Боескоров с коллегами пришли к выводу, что возраст этих львят — один-два месяца. Ученые предположили, что львята погибли из-за оползня, так как у них были повреждены кости, однако признаков деятельности хищников или падальщиков не было обнаружено.

Специалисты отмечают, что у львенка, обнаруженного в 2015 году, была более темная шерсть, чем у Бориса и Спарты. Возраст этого львенка оценивается примерно в одну-две недели, поэтому исследователи предположили, что шерсть якутских пещерных львов светлела с возрастом. Светлый окрас, по мнению авторов, служил приспособлением к обитанию на открытых равнинах, большую часть года покрытых снежным покровом.

В отличие от якутских собратьев, львы на стенах пещеры Шове во Франции изображены с темными участками меха. Такой окрас, вероятно, связан с тем, что европейские пещерные львы обитали в более закрытых ландшафтах. Также исследователи отметили, что у якутских львят был однотонный окрас шерсти, в отличие от детенышей современных львов, покрытых светло-коричневыми пятнами.

Авторы работы сообщают, что будут дальнейшие исследования мумий львят. Ученые надеются, что смогут секвенировать полный геном Спарты — наиболее хорошо сохранившегося львенка.

Ранее N + 1 рассказывал о находке в канадской многолетней мерзлоте мумии детеныша волка (Canis lupus). Исследование волчонка позволило ученым прояснить эволюцию волков Северной Америки.

«Динозавры России: Прошлое, настоящее, будущее»