Электромобили оказались лучшей альтернативой автомобилям с двигателями внутреннего сгорания для достижения целей Парижского соглашения. Уже сейчас в ходе их жизненного цикла в Европе образуется на 66-69 процентов меньше выбросов парниковых газов по сравнению с бензиновыми автомобилями, а через 10 лет эти выбросы станут еще ниже за счет общей декарбонизации электроэнергии. Водородные автомобили пока слабо реализуют свой потенциал в снижении выбросов, потому что большая часть водорода производится из метана. Такие выводы содержит экспертный доклад, опубликованный Международным советом по чистому транспорту.
Сжигание углеродсодержащего топлива в транспортном секторе приводит к ежегодному выбросу в атмосферу 12 миллиардов тонн CO2-эквивалента, что составляет четверть от общей антропогенной эмиссии парниковых газов. Без введения повсеместных ограничений на эксплуатацию транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания (ДВС), выбросы от транспорта могут почти удвоиться к 2050 году и составлять уже 21 миллиард тонн CO2-эквивалента. Для достижения целей Парижского соглашения, которые подразумевают ограничение повышения средней температуры на планете 1,5 градусами Цельсия, необходимо снизить транспортные выбросы на 80 процентов по сравнению с нынешними и ограничить их не более чем 2,6 миллиардами тонн CO2-эквивалента в год.
Ключевым инструментом для снижения выбросов парниковых газов от транспорта считается массовый переход от автомобилей с ДВС к электрокарам и автомобилям с гибридными или водородными двигателями, но экологичность таких транспортных средств до сих пор
. Они могут не производить выбросов парниковых газов во время езды, но их жизненный цикл оставляет углеродный след как минимум за счет производства и утилизации аккумуляторов.
Международный совет по чистому транспорту издал документ, посвященный сравнению выбросов парниковых газов, которые образуют в течение всего жизненного цикла транспортные средства с разными типами двигателей и используемого топлива. Автором исследования выступил эксперт организации Георг Бикер (Georg Bieker). Расчеты учитывали полные жизненные циклы автомобилей с ДВС, гибридных и водородных автомобилей, а также электромобилей. Исследование охватило Европу (страны Евросоюза и Великобританию), США, Китай и Индию.
Оказалось, что уже сейчас за весь свой жизненный цикл по сравнению с бензиновыми автомобилями электромобили производят на 66-69 процентов меньше выбросов парниковых газов в Европе, на 60-68 процентов в США, на 37-45 процентов в Китае и на 19-34 процента в Индии, причем они обладают потенциалом для дальнейшего сокращения. К 2030 ожидается существенная декарбонизация электроэнергии за счет частичного перехода на возобновляемые источники, и выбросы от электромобилей в рассматриваемых регионах станут ниже на 74-77, 62-76, 48-64 и 30-56 процентов соответственно.
Водородные автомобили в настоящее время являются не такой чистой альтернативой бензиновым транспортным средствам, как электрические. Их выбросы в изученных регионах ниже в среднем на 26-40 процентов. Это объясняется тем, что пока на рынке преобладает «серый» водород, то есть полученный из природного газа. Ситуацию может изменить переход на «зеленый» водород, получаемый с помощью возобновляемой энергии из более чистых источников — например, морской воды. Тогда выбросы водородных автомобилей станут ниже на 76-80 процентов.
Автор исследования подчеркнул, что не видит перспектив для гибридных автомобилей. Их выбросы в среднем на 20 процентов ниже,чем выбросы автомобилей с ДВС, и для достижения целей Парижского соглашения перехода на такие транспортные средства будет недостаточно.
Современные электрокары становятся все более экологичными и удобными для пользователей: в 2021 году Hyundai представил электрический кроссовер Ioniq 5 с быстрой зарядкой и солнечными батареями на крыше, а у Nissan появилась модель с дальностью хода от 430 до 610 километров.
Марина Попова
Это первое точное описание механизма падения урожайности из-за озонового загрязнения
Из-за окисления озоном летучих органических веществ цветочный шлейф уменьшается и становится более коротким, узким и прерывистым. Это приводит к тому, что на расстоянии 12 метров от цветка уже 90 процентов медоносных пчел не могут его учуять. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Environmental Pollution.