Ученые обнаружили в испанской пещере Ардалес рисунки, оставленные неандертальцами в промежутке между 45 и 65 тысячами лет назад. Химический анализ показал, что они имеют рукотворное происхождение, причем охру архаичные люди приносили из-за пределов памятника. По всей видимости, карстовые образования играли символическую роль у некоторых групп неандертальцев. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Важным этапом в развитии человечества стало появление символической деятельности. Самыми древними примерами могут служить ямки, сделанные на камнях, или прочерченные полосы на костях, кусках охры или известняке. Например, такие надрезки на слоновой кости древностью 300–400 тысяч лет обнаружены в Германии. Долгое время считалось, что неандертальцы вообще не изготавливали предметы искусства и украшения, что заметно отличало их от предков современных людей.
Распространено мнение, что на поздних неандертальских стоянках находятся рисунки или украшения, которые они изготовили под влиянием уже расселившихся по Европе кроманьонцев. Однако в последнее время появляется все больше свидетельств, что они пришли к символической деятельности самостоятельно. Вероятно, неандертальцы имели погребальные ритуалы и особенно внимательно относились к детским захоронениям. Кроме того, известно, что эта архаичная популяция выискивала кусочки породы, содержащие оксид железа, пригодные для изготовления красителей. Существует несколько предполагаемых пещер, где археологи обнаружили неандертальские рисунки, однако их принадлежность ставится под сомнение.
Африка Марти (Africa Marti) из Барселонского университета совместно с учеными из Испании, Португалии, Франции, Норвегии и Германии провела исследование древних графических изображений, обнаруженных в испанской пещере Куэва де Ардалес. Радиоизотопное датирование кальцита показало, что красный пигмент был нанесен на стены в разное время. Самые поздние рисунки были сделаны около 45,3 тысяч лет назад, а самые ранние — не менее 65,5 тысяч лет назад, то есть они относятся к эпохе среднего палеолита, когда единственной популяцией людей в Европе оставались неандертальцы.
Анализ микрообразцов, собранных в пещере, показал, что краска имеет минеральное происхождение и не может быть интерпретирована как результат жизнедеятельности микроорганизмов или естественного геологического процесса. Кроме того, морфология рисунков характеризуется яркими и насыщенными отметинами, окруженными ореолами со сниженной концентрацией красного вещества, что тоже противоречит предположению о естественном происхождении изображений.
Результаты исследования показали, что палеолитические художники использовали богатые железом куски минералов, собранных за пределами пещеры. Ученые предполагают, что неандертальцы рисовали в этой пещере как минимум в два разных временных периода. На это указывают датировки и химический анализ самого пигмента.
Исследователи пришли к выводу, что обнаруженные рисунки возникли в результате поведения, направленного на увековечение символического значения пространства. По всей видимости, карстовые образования играли большую роль в представлениях некоторых групп неандертальцев.
Ранее на N + 1 рассказывали о других свидетельствах символической деятельности неандертальцев. Так, в иракской пещере Шанидар обнаружили фрагмент тела неандертальца, которого явно специально готовили к захоронению. В другом исследовании немецкие археологи рассказали, что им удалось найти у входа в пещеру Айнхорнхеле артефакт из кости гигантского оленя, украшенный геометрическим орнаментом.
Михаил Подрезов