Международная космическая станция стала менять свою ориентацию из-за самопроизвольного срабатывания двигателей многофункционального лабораторного модуля «Наука». Для противодействия были включены двигатели модуля «Звезда», а потом «Прогресса». Сейчас двигатели МЛМ выключены, ориентации станции восстановлены. Причина произошедшего пока неясна. Об этом стало известно из переговоров экипажа МКС и наземного центра управления полетом. В дальнейшем произошедшее на борту станции было официально подтверждено в NASA.
«Наука» была дублером первого модуля МКС «Заря», а затем из нее решили сделать отдельный модуль для российского сегмента станции. Модуль отправился в космос 21 июля 2021 года и за 8 дней добрался до станции, пережив неполадки в топливной системе и системе автоматической стыковки «Курс». 29 июля в 16:30 по московскому времени «Наука» успешно состыковалась с модулем «Звезда», заняв узел, где ранее находился модуль «Пирс».
После стыковки космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров приступили к подготовке к открытию люков между модулями «Звезда» и «Наука». По информации, которая поступает по трансляции NASA, они начали открывать внутренний люк «Звезды», но в этот момент (примерно в 19:45 по московскому времени) самопроизвольно включились двигатели «Науки». МКС начала беспорядочно вращаться. Чтобы противодействовать этому движению и восстановить стабильную ориентацию станции были включены двигатели «Звезды», а потом грузового корабля «Прогресс».
В настоящее время двигатели «Науки» уже отключились, стабильное положение станции восстановлено, сообщили по трансляции из ЦУПа в Хьюстоне.
По информации пресс-службы «Роскосмоса», «сейчас специалисты работают над переводом „Науки“ из полетного режима в режим „состыкован с МКС“». Ожидается, что в ближайшее время все работы будут закончены и ориентация станции восстановится. Другие подробности «Роскосмос» не сообщает.
От редактора
После выхода новости мы добавили подробности в 3-4 абзаце.
«Наука» должна была полететь в космос в 2007 году, однако из-за проблем с топливной системой ее запуск состоялся лишь недавно. О том, как модуль готовили к полету можно прочесть в материале «Роковая стружка».
Александр Войтюк
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.