Система автоматической стыковки модуля «Наука» успешно прошла проверку

Система автоматической стыковки «Курс», установленная на модуле «Наука», успешно прошла тестирование, сообщил гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Аппаратура «Курс» необходима для автоматического сближения и стыковки модуля с Международной космической станцией, которая сейчас планируется на 29 июля. Ранее источники в отрасли сообщали о проблемах с раскрытием антенн «Курса», возникших сразу после вывода модуля на орбиту.

Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) «Наука» стартовал с космодрома Байконур 21 июля. Вскоре после пуска и успешного выхода на орбиту появились сообщения, что одна из антенн системы «Курс» не раскрылась. Затем у модуля обнаружились проблемы с системой подачи топлива (подробнее о них мы рассказывали в нашем блоге «Какие двигатели включала „Наука“?»). Однако затем «Наука» все же смогла немного поднять орбиту с помощью двигателей причаливания и стабилизации (ДПС), после чего специалисты вначале в тестовом режиме запустили основные двигатели (ДКС) модуля, а затем путем двухимпульсного длительного включения ДКС еще выше подняли ее орбиту.

Новые данные об орбите «Науки» после коррекции еще не выложены в открытый доступ, однако их смог подтвердить нидерландский астроном Кес Басса (Cees Bassa), работающий на радиотелескопе LOFAR. Он смог с помощью доплеровского радара определить, что текущая орбита модуля — 334×409 километров. Прежняя орбита находилась на высоте 238×370 километров.

Помимо проблем с топливной системой, сообщалось о нераскрытии одной из антенн системы «Курс-А» — эта антенна установлена рядом с активным стыковочным узлом модуля, именно этот узел будет стыковаться к Международной космической станции. Однако затем антенну удалось раскрыть. Теперь тесты системы прошли успешно, подтверждена готовность обоих комплектов аппаратуры.

«На 62-м витке штатно провели тест системы «Курс», — сообщил Рогозин. Учитывая, что модуль делает около 16 оборотов вокруг Земли в сутки, это означает, что тест был проведен в воскресенье, 25 июля.

В случае, если проблемы с «Курсом» все же приведут к невозможности его использования, то у экипажа МКС остается возможность ручной стыковки модуля при помощи системы ТОРУ (Телеоператорный Режим Управления) — экзамены по ее использованию члены экипажа сдали еще в начале 2021 года. Что же касается модуля «Пирс», место которого на МКС должна занять «Наука», то его отстыковка была перенесена на 13:56 по Москве 26 июля, в настоящее время продолжается стравливание воздуха из модуля.

Изначально «Наука» была дублером первого модуля МКС «Заря», однако затем стала самостоятельным модулем, который должен был войти в состав российского сегмента еще 12 лет назад. Подробнее об истории модуля можно прочесть в материале «Роковая стружка», а детали ее полета мы рассказывали в материале «Провожаем „Науку“».

Япония запустила в космос рентгеновский телескоп XRISM и лунный модуль SLIM