Британский историк Ник Холдер, основываясь на письменных источниках, сумел выяснить, как выглядели два особняка, принадлежавшие одному из богатейших и влиятельных людей Англии 1530-х годов — Томасу Кромвелю. Начав с аренды таунхауса, политик за несколько лет сумел выкупить и конфисковать соседние земли, построив особняк с 61 комнатой и дюжиной чердачных помещений для прислуги, а также большим садом и сопутствующими постройками. Заняв почти гектар земли, главный идеолог Английской Реформации стал обладателем одного из самых больших частных домов Лондона. Статья опубликована в Journal of the British Archaeological Association.
Одним из самых влиятельных государственных деятелей Англии XVI века был Томас Кромвель — первый советник короля Генриха VIII, ставший главным идеологом Английской Реформации и одним из основоположников англиканства. Хотя Кромвель происходил из простой семьи, он быстро поднялся по карьерной лестнице. В начале 1530-х годов он получил целый ряд важных государственных постов, в том числе канцлера английского казначейства и государственного секретаря, а затем и лорд-канцлера. При непосредственном участии Кромвеля пала могущественная вторая жена Генриха VIII — Анна Болейн.
Томас Кромвель оказался противоречивой и многогранной личностью. За несколько лет он стал одним из самых богатых людей Англии, вероятно, третьим после Генриха VIII и герцога Норфолка. В 1540 году его арестовали по обвинению в государственной измене и ереси (примечательно, что всего за два месяца до этого события ему пожаловали титул графа Эссекса). Несмотря на пытки, продолжавшиеся в Тауэре 1,5 месяца, он так и не признал себя виновным. В июле того же года его казнили на Тауэрском холме.
Историк Ник Холдер (Nick Holder) из благотворительной организации «Английское наследие» исследовал архитектурные планы, строительные сметы и другие документальные свидетельства, и описал два лондонских дома Томаса Кромвеля. Самое раннее упоминание о том, что Кромвель арендовал недвижимость рядом с монастырем Остин-Фрайарс, относится к ноябрю 1525 года.
Первый дом политика был построен около 1510 года приором Эдмундом Беллондомом. Строители проектировали его в соответствии с высокими требованиями: камины почти в каждой комнате, кухня с отдельной кладовой для хранения продуктов, подвал, а также двор с уборной и дровяным сараем. По всей видимости, дом был построен из кирпича и деревянного каркаса. Главный фасад, возможно, сочетал эти два материала, а задний — состоял в основном из дерева. Здание хорошо освещалось благодаря большим окнам с каменными или кирпичными перегородками.
Трехэтажный дом состоял из 14 комнат, а также нескольких чердачных помещений. Здание разделялось на три крыла: главное, кухонное и холл. Гостиная на первом этаже представляла собой внушительную комнату с ковровым покрытием и длинным столом. Кромвель вместе со своей семьей, вероятно, платил 4 фунта в год за этот почти новый таунхаус. Описи дают представления о религиозных и эстетических вкусах Кромвеля. Залы украшали религиозные изображения, сцены битвы при Павии и разграбления Рима. В доме находились многочисленные иные религиозные атрибуты, в том числе алтарь.
В 1532 году Кромвель начал расширять свои владения, с намерением построить новый и более просторный дом, который бы соответствовал его быстро растущему статусу. Он получил в аренду свой и соседний дом вместе с садом и складом, располагавшимся на монастырском участке сроком на 99 лет. Затем он также расширил свои владения покупкой соседних участков, в том числе у итальянского купца Антония Вивальди. Историк XVI века записал, что Кромвель вышел за рамки законных способов расширения своих владений, конфисковав большой участок к северу от своей собственности, для чего пришлось даже переместить один бревенчатый дом. Он стал одним из крупнейших собственников недвижимости в Лондоне, обладая участком в 0,9 гектара.
В июле 1535 года он начал строить один из самых грандиозных частных домов города, на что потратил в общей сложности более 1000 фунтов стерлингов, причем Холдер считает эту сумму явно заниженной и оценивает ее как минимум в 1600. Особняк был трехэтажным с эркерными окнами, а также несколькими погребами для хранения вина и пива. Большую часть дома построили из кирпича, а крышу покрыли черепицей. Он состоял из двух блоков: на первом этаже восточного блока находились кухня и служебные помещения, а на втором — гостиные и холлы; в западном блоке располагались конюшни, дополнительная кухня, часовня и семейные покои. В общей сложности в особняке было около 61 комнаты, а также дюжина чердачных помещений, в которых проживали слуги. Неподалеку располагался большой сад с беседками и местами отдыха.
После ареста Кромвеля в июне 1540 года особняк перешел под управление королевской администрации, однако в течение нескольких лет не использовался. В 1543 году его продали ливрейной компании, которая использовала часть помещений под собственные нужны, а остальное сдавала в аренду.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исторических и археологических исследованиях средневековой Англии. Так, британские ученые выяснили, что пещеры Анкор Черч использовались в качестве раннесредневековой кельи, в которой мог жить сверженный англосаксонский король Эрдвульф. В другом исследовании археолог узнал, что больных лепрой в средневековом городе Чичестере кормили некачественным мясом.
Михаил Подрезов
Образ революционерки и вестницы новой власти в советском искусстве
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Когда в начале ХX века большевики пришли к власти в России, они отвергли прежние религиозные, национальные, классовые, а также гендерные нормы. Женщинам в новом обществе отводились принципиально иные роли, что отразилось в пролетарском искусстве. В книге «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, „бывшая“ и другие в искусстве 1917–1939 годов» (Издательская программа Музея «Гараж») историк искусства Надежда Плунгян показывает, как пропагандистские и агитационные задачи переплетались с социальными изменениями и новаторством в искусстве. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель». Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным образам революционерки и вестницы в работах советских художников.