Переход к земледелию не повлек за собой изменения микробиома ротовой полости человека

Анализ микробиома зубных отложений, проведенный на образцах 44 древних охотников-собирателей и земледельцев, показал, что переход к производительному хозяйству не повлек за собой изменений микробиома ротовой полости. Однако значительные отличия наблюдались при сравнении доисторических образцов с известными данными по Новому времени и современности. Статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Микробиом полости рта представляет собой совокупность различных таксономических групп микроорганизмов, населяющих ротовую полость как своеобразную экологическую нишу организма человека. Они вступают в иммунологические, биохимические и прочие взаимодействия с макроорганизмом и друг с другом. Доминирующее место как по разнообразию обитающих в полости рта видов, так и по количеству, занимают бактерии, хотя в состав микробиома полости рта входят также простейшие, вирусы и грибы. Количество видов бактерий колеблется от 100 до 160, и регулируется фагоцитозом нейтрофилов слюны, слущиванием эпителия с адсорбированными микробными клетками и, в наибольшей степени, смыванием слюной.

Исследования микробиома проводятся не только для современных людей, но и древних. ДНК извлекается из зубного камня и может быть использована для понимания диеты, здоровья и образа жизни прошлых популяций. Подобные исследования ведутся не только для людей, но и животных, например, бабуинов, которым поклонялись древние египтяне и держали их в качестве домашних питомцев. В недавних работах ученые показали, что состав микробиоты полости рта у людей неожиданно оставался постоянным в период между неолитом и Средневековьем.

Клаудио Оттони (Claudio Ottoni) из Римского университета совместно с учеными из США, Италии, Австрии, Сербии и Хорватии провел исследование микробиома полости рта с помощью метагеномики зубного камня у 44 древних охотников-собирателей и земледельцев из двух регионов, сыгравших важную роль в распространении сельского хозяйства в Европе, — Балканского и Апеннинского полуостровов. Палеогенетики поставили себе задачу выяснить, изменил ли переход к сельскому хозяйству, начавшийся в эпоху неолита, микробиом ротовой полости людей.

В общей сложности образцы 26 индивидов, относящихся к верхнему палеолиту, мезолиту, раннему неолиту, а также 2 — эпохи бронзы и Средневековья происходят из района Дунайских ущелий. Образцы 10 человек, датированных между поздним палеолитом и бронзовым веком, получены из Центральной Италии, а еще 6 — из Северо-Западной.

Таксономический анализ микробов показал, что переход от охоты и собирательства к земледелию не повлек за собой значительных изменений флоры ротовой полости людей ни на Балканах, ни в Италии. Ученые предполагают, что в регионе Дунайских ущелий это, возможно, связано с плавным изменением рациона питания. Такой вывод подтверждается изотопными анализами, сохранившихся остатков пищи в неолитической керамики, где наблюдается постоянная зависимость от пресноводных ресурсов.

Значительные отличия в составе микробиома полости рта обнаружены при сравнении доисторических образцов с известными данными, относящимися к XVIII–XIX векам и современности. Ученые наблюдали снижение распространенности орального таксона 439 из класса Chloroflexi семейства Anaerolineaceae, который оказался отличительной чертой древних людей, живших на Балканах и в Италии.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях микробиома древних людей. Так, микробиом зубных отложений неандертальцев оказался очень похож на оральную микробиоту современных людей, а некоторые виды бактерий вовсе оказались общими для всех африканских гоминид. Кроме того, ученые обнаружили гены множественной устойчивости к противобактериальным препаратам у кишечной микрофлоры мумифицированных людей, умерших задолго до начала эры антибиотиков.

В металлических котлах IV тысячелетия до нашей эры нашли остатки пищи