Планетологи выяснили, что глобальная пылевая буря, бушевавшая на Марсе в 2018 году, сильно повлияла на полярные вихри планеты. В частности, южный полярный вихрь начал свой распад, в то время как северный оказался более устойчив, однако изменил свою форму. Статья опубликована в журнале JGR Planets.
Полярные вихри наблюдаются на многих планетах Солнечной системы, это типичный элемент циркуляционных процессов в атмосфере. Над полюсами Марса также существуют области холодных воздушных масс, ограниченные мощными западными потоками, которые могут служить барьерами для переноса пыли, водяного пара и различных химических веществ. При этом, в отличие от Земли, на Марсе регулярно возникают глобальные пылевые бури, которые способны сильно влиять на температуру и циркуляционные процессы в атмосфере, в том числе и на полярные вихри.
Группа планетологов во главе с Полом Стритером (Paul M. Streeter) из британского Открытого университета опубликовала результаты анализа данных наблюдений за атмосферой Марса при помощи орбитальных аппаратов Trace Gas Orbiter и Mars Reconnaissance Orbiter летом 2018 года, когда на планете бушевала мощная глобальная пылевая буря. Ученые сопоставляли полученные данные с результатами численных моделирований, чтобы понять влияние бури на полярные вихри.
Оказалась, что буря привела к уменьшению размеров вихрей, при этом северный полярный вихрь оставался относительно устойчивым, в то время как южный вихрь значительно уменьшился и начал распадаться, что связывается с большей протяженностью бури в южном полушарии планеты. Температура воздуха над южным полюсом стала расти, а ветра уменьшились. Оба полярных вихря обычно обладают эллиптической формой, однако буря сделала их более симметричными. Это объясняется уменьшением амплитуды топографических волн планетарного масштаба.
Ученые пришли к выводу, что глобальные пылевые бури могут усилить перенос воздушных масс на южный полюс, в то время как северный вихрь продолжает действовать как эффективный барьер. Если подобная модель верна, то она позволит понять различия в процессах транспорта аэрозолей и пыли к северному и южному полюсу планеты и их влияние на климат Марса.
Ранее мы рассказывали о том, как планетологи создали базу данных по марсианским пылевым бурям и как в поле зрения «Кьюриосити» попал 50-метровый пылевой дьявол.
Александр Войтюк
Он продлился 1090 секунд
Астрономы обнаружили самый далекий сверхдлинный гамма-всплеск, который в общей сложности продлился 1090 секунд и обладал двухпиковой структурой. Несмотря на это он в целом похож на обычные длинные гамма-всплески. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Гамма-всплески характеризуются изотропными светимостями около 1051−1053 эрг в секунду, что делает их самыми яркими взрывными событиями, наблюдаемыми во Вселенной. Их делят на длинные (более двух секунд) и короткие (менее двух секунд). Считается, что короткие всплески порождаются слиянием двух компактных объектов, один из которых представляет собой нейтронную звезду, а длинные всплески считаются результатом гравитационного коллапса массивной звезды в черную дыру, хотя возможны исключения. Интерес также представляют редкие всплески с чрезвычайно большой продолжительностью, превышающей тысячу секунд, которые выделяются в отдельный класс сверхдлинных гамма-всплесков. Их прародители могут отличаться от обычных длинных всплесков, возможно ими могут быть голубые сверхгиганты. Группа астрономов во главе с Сибабальвой де Вет (Sibabalwe de Wet) из Кейптаунского университета сообщила об открытии необычного сверхдлинного гамма-всплеска GRB 220627A. Он был обнаружен 27 июня 2022 года космическим гамма-телескопом «Ферми», затем за ним наблюдали космический рентгеновский телескоп «Swift», наземная система MeerLICHT, радиотелескопы ATCA и MeerKAT, а также прибор MUSE, установленный на комплексе телескопов VLT. Отличительной особенностью GRB 220627A стали два отдельных эпизода регистрации гамма-квантов, разделенные промежутком примерно в 600 секунд, в результате чего общая продолжительность всплеска составляет примерно 1090 секунд. Оптическое послесвечение было обнаружено через 0,84 дня после регистрации вспышки Красное смещение источника GRB 220627A составило z = 3,08, что делает его самым далеким сверхдлинным гамма-всплеском, обнаруженным на сегодняшний день. Кривая блеска мгновенного излучения GRB 220627A наиболее похожа на кривую блеска для всплеска GRB 110709B, для которого предлагалась следующая модель для объяснения двух подвсплесков с длительным затишьем между ними: при коллапсе звезды вначале рождался магнитар, который давал первый подвсплеск, а затем магнитар коллапсировал в черную дыру, что порождало второй подвсплеск. При этом спектральные свойства гамма-всплеска и свойства послесвечения GRB 220627A не являются чем-то необычным по сравнению с популяцией уже наблюдавшихся длинных гамма-всплесков, поэтому ученые посчитали, что прародитель всплеска, которым была массивная звезда, врядли был экзотическим, хотя такая возможность полностью не исключается. Предполагается, что окружающая среда вокруг источника всплеска обладает субсолнечной металличностью, а при коллапсе звезды возник джет с углом раскрытия около 4,5 градуса. Ранее мы рассказывали о том, как свойства самого яркого гамма-всплеска в истории объяснили структурированным джетом.