Глобальная пылевая буря уменьшила полярные вихри Марса

Планетологи выяснили, что глобальная пылевая буря, бушевавшая на Марсе в 2018 году, сильно повлияла на полярные вихри планеты. В частности, южный полярный вихрь начал свой распад, в то время как северный оказался более устойчив, однако изменил свою форму. Статья опубликована в журнале JGR Planets.

Полярные вихри наблюдаются на многих планетах Солнечной системы, это типичный элемент циркуляционных процессов в атмосфере. Над полюсами Марса также существуют области холодных воздушных масс, ограниченные мощными западными потоками, которые могут служить барьерами для переноса пыли, водяного пара и различных химических веществ. При этом, в отличие от Земли, на Марсе регулярно возникают глобальные пылевые бури, которые способны сильно влиять на температуру и циркуляционные процессы в атмосфере, в том числе и на полярные вихри.

Группа планетологов во главе с Полом Стритером (Paul M. Streeter) из британского Открытого университета опубликовала результаты анализа данных наблюдений за атмосферой Марса при помощи орбитальных аппаратов Trace Gas Orbiter и Mars Reconnaissance Orbiter летом 2018 года, когда на планете бушевала мощная глобальная пылевая буря. Ученые сопоставляли полученные данные с результатами численных моделирований, чтобы понять влияние бури на полярные вихри.

Оказалась, что буря привела к уменьшению размеров вихрей, при этом северный полярный вихрь оставался относительно устойчивым, в то время как южный вихрь значительно уменьшился и начал распадаться, что связывается с большей протяженностью бури в южном полушарии планеты. Температура воздуха над южным полюсом стала расти, а ветра уменьшились. Оба полярных вихря обычно обладают эллиптической формой, однако буря сделала их более симметричными. Это объясняется уменьшением амплитуды топографических волн планетарного масштаба.

Ученые пришли к выводу, что глобальные пылевые бури могут усилить перенос воздушных масс на южный полюс, в то время как северный вихрь продолжает действовать как эффективный барьер. Если подобная модель верна, то она позволит понять различия в процессах транспорта аэрозолей и пыли к северному и южному полюсу планеты и их влияние на климат Марса.

Ранее мы рассказывали о том, как планетологи создали базу данных по марсианским пылевым бурям и как в поле зрения «Кьюриосити» попал 50-метровый пылевой дьявол.

Гамма-телескоп «Ферми» увидел самый далекий сверхдлинный гамма-всплеск