Итальянские ученые нашли эхолотом древнеримскую дорогу на дне Венецианской лагуны

Итальянские ученые с помощью многолучевого эхолота высокого разрешения обнаружили фрагмент древнеримской дороги на дне Венецианской лагуны и создали ее трехмерную архитектурную реконструкцию. По мнению исследователей, существование дороги подтверждает гипотезу о системе поселений в этом регионе, а сама дорога была частью большой транспортной сети Римской империи. Статья опубликована в Scientific Reports.

Венецианская лагуна — самая большая в Средиземном море, ее площадь составляет около 550 квадратных километров, из которых лишь восемь процентов приходится на сушу, включая более сотни островов. Геоморфологические исследования

, что лагуна образовалась приблизительно около шести тысяч лет назад. За последние две тысячи лет береговая линия на многих участках сильно изменилась, и под воду ушли большие участки суши. Поэтому, несмотря на находки древнеримской эпохи, а также два города с видом на лагуну — Альтин и Патавий, в научной среде преобладало мнение (

,

), что в самой Венецианской лагуне не существовало постоянных поселений.

Физик Фантина Мадрикардо (Fantina Madricardo) с коллегами из Института морских наук Италии и Университета IUAV Венеции изучила дно лагуны, использовав многолучевой эхолот высокого разрешения. Ученые составили карту дна и обратили внимание на цепь объектов в канале Трепорти Северной лагуны, которые интерпретировали как остатки сооружений древнеримской эпохи. Обобщив результаты своей работы, а также данные архивов, предыдущих археологических и геофизических исследований, авторы пришли к выводу, что обнаружили следы древнеримской дороги и зданий, построенных вдоль нее.

Изучив археологические отчеты 1986 и 2020 года, ученые отметили basoli — обработанные особым образом камни, которые римляне использовали для мощения дорог. Кроме них водолазы также подняли со дна канала Трепорти три древнеримских керамических сосуда. В содержимом взятых в этих местах кернов оказались следы древних растений, что натолкнуло ученых на мысль, что в древнеримское время дно канала Трепорти было сушей с пышной растительностью.

Авторы указали на существование древнеримских сооружений, похожих на квадратные в плане башни на дальних концах предполагаемой дороги (112 и 113.9 на рисунке), дамбы в канале Сан-Феличе и двух древних каналов, один из которых мог быть морским путем из Адриатического моря в гавань города Альтина. Все вместе они составляли часть древнеримской транспортной сети региона.

Исследователи также изучили и сравнили данные материалов из заполнения дамбы в канале Сан-Феличе, древней дороги около нее и вновь обнаруженной дороги. Затем они сравнили полученные результаты с более ранними исследованиями других древнеримских дорог (1, 2) и предположили, что строители адаптировали технологию согласно топографии, геоморфологии и составу грунта местности. Дорога на дне Венецианской лагуны сооружена на ряде последовательных слоев песка, песчаного ила и сверхконсолидированных глин поверх палеопочвы. Мощение выполнено из блоков песчаника, гладких и округлых в верхней части и клиновидных в нижней.

Также ученые провели аналогии с лучше археологически изученными лагунами Градо и Марано рядом с древнеримским городом Аквилеей, где на затопленной теперь территории обнаружены многочисленные постройки римского периода. Среди них — жилые и портовые сооружения, культовые и погребальные памятники, а также остатки дороги, которая соединяла Аквилею с портом. Кроме дороги, лагуну Марано с Аквилеей соединял еще и судоходный маршрут — рукотворный Канале Анфора (так же действовал канал Сиончелло в лагуне соседнего города Альтина). По мнению авторов исследования, эти лагуны — подходящий пример рационального использования римлянами приморской территории, на который можно ориентироваться реконструируя район Венецианской лагуны римского времени.

Исследователи смогли составить цифровую карту области исследования двухтысячелетней давности, а также создать реконструкцию древнеримской дороги, остатки которой были обнаружены на дне канала Трепорти. По их предположению, дорога была частью большой, в десятки тысяч километров, транспортной сети Римской империи, играя важную роль в местном прибрежном ландшафте.

Ранее на N + 1 рассказывали, что в затонувшем древнеегипетском порту нашли фрагменты корабля и греческое кладбище, а на севере Франции обнаружили остатки крупного поселения эпохи Меровингов.

Юлли Улётова