Ракету «Протон-М» с модулем «Наука» установили на стартовой площадке

Ракету-носитель «Протон-М» с многофункциональным лабораторным модулем «Наука» (МЛМ) установили на стартовой площадке космодрома Байконур. Как сообщает «Роскосмос», после подвода агрегата обслуживания специалисты приступят к работам по графику первого стартового дня. «Наука» отправится в космос вечером 21 июля, а ее стыковка с Международной космической станцией назначена на 29 июля.

Модуль «Наука» начали строить еще в 1995 году. Он должен был стать дублером первого модуля МКС — функционально-грузового блока «Заря». В составе МКС «Наука» будет использоваться для проведения экспериментов, в том числе биологических и по выращиванию кристаллов в магнитном поле, а также для поддержания ориентации станции, стыковки кораблей, транзита топлива, хранения грузов и поддержание системы жизнеобеспечения станции.

Запустить «Науку» в космос хотели еще в 2011 году, но в топливных баках и трубопроводах обнаружили металлическую стружку. После этого запуск неоднократно переносился. Летом прошлого года МЛМ отправился на Байконур, а в мае 2021 года его испытания завершились. Модуль снова начали готовить к запуску, на этот раз 15 июля.

В начале июля выяснилось, что элементы системы астроориентации на ее внешней стороне забыли закрыть экранно-вакуумной теплоизоляцией. Запуск «Науки» снова перенесли — на 21 июля, а стыковку модуля к надирному порту служебного модуля «Звезда» запланировали на 29 июля. Перед этим 23 июля от «Звезды» отстыкуется корабль «Прогресс МС-16» с отсеком «Пирс». Место последнего на МКС и займет «Наука».

Утром в субботу ракету-носитель «Протон-М» с модулем «Наука» установили на пусковой установке 39 200-й площадки космодрома Байконур. После подвода агрегата обслуживания специалисты приступят к работам по графику первого стартового дня. До запуска «Науки» в космос остается четыре дня. Он станет первым с 2010 года новым российским модулем, пристыкованным к МКС.

Подробнее об истории российского многофункционального лабораторного модуля вы можете почитать в наших материалах «Роковая стружка» и «Космическая «Наука».

Василиса Чернявцева