Сорок шесть американских истребителей F-35 остались без работающих двигателей. Как сообщает The Drive, больше всего эта проблема отразилась на ВВС США: ремонта ожидает 41 истребитель, это около 15 процентов всех их F-35. Предполагается, что истребители столкнулись с быстрым изнашиванием теплозащитного покрытия лопаток ротора турбин.
F-35 разрабатывают с 2001 года. У истребителя есть три базовые версии: F-35A с обычным взлетом для ВВС, F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для морской пехоты и F-35C палубного базирования для ВМС. Первым из них статус начальной оперативной готовности получил F-35B, а затем на вооружение приняли F-35A и F-35C.
Все F-35 оснащены турбореактивными двухконтурными двигателями F135 с форсажной камерой. F135 появились в конце 2000-х годов. Они состоят из трехступенчатого вентилятора, шестиступенчатого компрессора высокого давления, кольцевой камерой сгорания, а также турбины высокого и низкого давления.
Проблемы с двигателями у F-35 случаются не впервые. В феврале военные столкнулись с их нехваткой. Центр технического обслуживания на базе «Тинкер» не мог завершить техническое плановое обслуживание силовых установок так быстро, как это требовалось. Уже тогда специалисты обнаружили преждевременное изнашивание покрытия лопаток ротора турбин, но в небольших количествах. Тем не менее, военные опасались, что от пяти до шести процентов F-35 могут оказаться без двигателей к 2022 году.
Руководитель программы F-35 Эрик Фик на слушаниях в палате представителей в июле заявил, что двигатели вышли из строя у 46 истребителей пятого поколения. Среди них оказался 41 самолет военно-воздушных сил, два самолета корпуса морской пехоты и ВМС и три, находящиеся в эксплуатации у союзников. К маю этого года ВВС США получили 283 F-35. Это значит, что около 15 процентов их истребителей этого типа пока не могут участвовать в операциях. По словам журналиста Aviation Week Стива Тримбла, истребители столкнулись с быстрым изнашиванием теплозащитного покрытия лопаток ротора турбин. В частности, с неожиданной деградацией сплава силиката кальция, магния и алюминия.
В будущем двигатели F-35 могут заменить на адаптивные XA100, о которых мы писали ранее. В их конструкции используются керамические матричные композиты, полимерные матричные композиты и детали, произведенные с применением аддитивных технологий.
Василиса Чернявцева
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.